Использование компьютерных технологий в детском саду
консультация

Папулова Ольга Павловна

Использование компьютерных технологий в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_v_detskom_sadu.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Использование компьютерных технологий в детском саду»

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на современного педагога. Сама жизнь поставила учителей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые возможности для учителей и воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.

Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности, позволит большинству педагогов проявить творчество.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;
  • использование ИКТ в процессе самообразования.

Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

  1. Опосредованное обучение и развитие.

Использование глобальной связи Интернет.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом;
  • знакомство с периодикой;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
  • создание электронной почты, ведение сайта;
  • создание презентаций в программе Power Point;

Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие – развитие какого-то определённого качества, дифференцируя возрастные категории и др.

  1. Непосредственное обучение.

Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

     Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

  • Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  • «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
  • АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
  • Игры-путешествия, «бродилки».
  • Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

     Среди развивающих игр можно выделить игры:

  • на развитие математических представлений;
  • на развитие фонематического слуха и обучения чтению;
  • для музыкального развития;
  • на развитие основных психических процессов;
  • прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей, например: «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальным является использование в условиях ДОУ интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания, рисуют, смотрят презентации и мультипликационные фильмы. Использование интерактивной доски способствует повышению качества воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, используемая в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная;
  • презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.);
  • компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности;
  • использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.;
  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Литература:

  1. Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).
  2. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput24.htm
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  4. Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.  
  5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...

Использование компьютерных технологий в детском саду.

В презентации представлен опыт работы с дошкольниками по компьютерной программе ПервоЛого....

Использование компьютерных технологий в детском саду

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспита...

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....

Анкетирование на тему; "Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду"?

Ваше отношение к  использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?...

«Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду»

Я считаю, применение ИКТ технологий значительно повышает эффективность образовательного процесса....

«Использование компьютерных технологий в детском саду»

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,...