Статья "Влияние развития мелкой моторики рук на активную речь детей младшего возраста". Июль 2023г.
статья (средняя группа)

Русакова Лилия Ивановна
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Чтобы ребенок начал говорить, должно пройти время. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется.
Большинство ученых, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками. Взаимосвязь между формированием мелкой моторики рук и развитием речи ребенка подтверждается многими наблюдениями и исследованиями (М. М. Кольцова, Л. В. Фомин, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, В. В. Гербова). Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_motorika_i_rech.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Русакова Л. И.

воспитатель

МБДОУ «ЦРР- детский сад «Сказка»

ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Ковылкинского муниципального района

Влияние развития мелкой моторики рук на активную речь детей младшего дошкольного возраста

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Чтобы ребенок начал говорить, должно пройти время. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется.

Большинство ученых, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками. Взаимосвязь между формированием мелкой моторики рук и развитием речи ребенка подтверждается многими наблюдениями и исследованиями (М. М. Кольцова, Л. В. Фомин, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, В. В. Гербова). Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С педагогом трудно не согласиться - двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Проблема развития связной речи у дошкольников отражена в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Закономерности речевого развития дошкольников изучали А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев и др.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие исследователи считают, что формирование грамматически правильной, осознанной, логичной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности и в настоящее время.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

Исходя из актуальности этих положений, была выбрана тема курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития детей».

Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития детей 3-4 лет.

Цель: обосновать значение развития мелкой моторики рук для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель доклада: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать   задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»

3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»

ХОД:

«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

1 часть: историческая

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.

Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё в 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии.

 Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и многих игр приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал особую методику воздействия на руки.

Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга:

 массаж указательного – положительно воздействует на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

В  Корее нашли на ладонях и стопах точки, которые отвечают за работу сердца, глаз, головного мозга и других органов. Они понимали, что каждому органу нашего тела соответствует определённое место на нашей ладошке и стопе. И если какой-то из внутренних органов болен или ослаблен, его можно оздоровить с помощью Су Джок-терапии, что по-корейски означает Су-кисть руки, Джок-стопа. Массировать их можно палочкой, массажным шариком, грецким орехом, эластичным колечком. Но самый подходящий инструмент – это наша рука, которая всегда с нами! Вы можете массировать и пальчиком, и сжатым кулачком.

          Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и многие другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

2 часть: теоретическая

           У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

           Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

           В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, подпевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков массажёрами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук; складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

           Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

           Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приёмы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.

           Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

3 часть: практическая

1. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

(Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе).

2. Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Расскажите ребенку сказку об орехе,  как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.                                                                    

3. Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу» (упражнение проводится с педагогами).

4. Игры с прищепками

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

«Ель»

Ёлочка наша вдруг загрустила

Ветки зелёные вниз опустила.

Выполнение творческих заданий.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Выводы:

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

 Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целях понимания речи окружающих и развития собственная активная речь, сопровождает всю деятельность ребенка.  

Речевое развитие ребенка первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

 Одним из средств, способствующих, развитию речи детей является работа по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

Ранний и младший возраст - это периоды быстрого формирования всех свойств у ребенка психофизических процессов.

 В этом возрасте развивается активный словарь ребенка, возрастает понимание речи взрослых. Малыши употребляют почти все части речи, говорят распространенными предложениями, задают много вопросов, понимают сказки и короткие рассказы.

 Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка

к дальнейшему обучению, тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние на разные функции речи, на развитие высших функций

коры головного мозга(памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности и т.д.), готовим руку к рисованию и письму.

Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: пальчиковыми играми, в том числе со скороговорками, разными видами ручного труда- плетение, нанизывание бус, выкладыванием мозаики, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами, массаж рук и т.д.

  Игры, занятия и упражнения нужно применять в комплексе, тогда они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный

контроль, гибкость, координацию движений.

 Чтобы данная работа была эффективно, она должна проводиться регулярно,

непрерывно и систематически.


Список литературы

1.Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 220 с.: ил. – (Мир вашего ребенка).

2. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с.

3.Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М.: Астрель; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с.: ил.

4.Ращупкина, С.Ю. Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – (Ребенок. Развивающие игры).

5.Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: Из-во Эксмо, 2005. – 104 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Влияние мелкой моторики рук на активную речь детей раннего возраста"

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие » (образовательная область «Коммуникация»)Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития д...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...

Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...