"Что такое семья?"
план-конспект урока (старшая группа)
ОД по развитию представлений о семье и правах ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_semya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Моя семья»
Цель: создание условий для развития представлений у детей о родственных отношениях в семье посредством поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах);
- создавать условия для развития представлений детей о роли семьи в обществе, об обязанностях членов семьи, о благополучной, дружной семье;
- создавать условия для развития представлений о праве ребенка знать своих родителей и правом на их заботу;
- создавать условия для развития элементарных представлений о механизме защите прав ребёнка членами семьи и государством;
- создавать условия для развития поисково-исследовательской деятельности;
воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Оборудование: рисунки – фотографии членов семьи
Ход образовательной деятельности
Знакомство с правом на воспитание в семье
- Как вы думаете, о каком праве нам напоминает этот символ? (право жить в семье)
- Каждый человек с рождения имеет право на семью, и это право гарантировано Конвенцией ООН о правах ребёнка и в нашей стране Законом «О правах ребёнка».
- Как вы думаете, зачем человеку семья? (рассуждения детей)
- Человеку очень тяжело быть одному. Когда у человека нет семьи – он одинок, некому о нем позаботиться, не с кем поговорить.
Определение родственных связей по иллюстрации. Работа в подгруппах.
- Семьи бывают разные: большие и маленькие.
- Каждый член семьи связан с другими особыми, специальными отношениями, которые обозначены специальными словами. Определите, кем приходятся друг другу люди на иллюстрации.
- Кто самые старшие члены семьи?
- Кто - самые младшие?
- Кого мы можем назвать мамой? Папой? Детьми?
- Что вы можете сказать об этой семье?
- Какие обязанности у каждого члена семьи?
- Дедушка и бабушка – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, теперь помогают растить своих внуков. Их все в семье уважают. Мама и папа – дети бабушки и дедушки. Они заботятся о своих родителях детях. Мальчик и девочка – дети родителей и внуки бабушки и дедушки. Они любят своих родных.
Моделирование генеалогического древа
- Не всегда родственники живут большими семьями. Но они знают своих родственников.
- Как вы думаете, почему важно для каждого человека знать своих родных?
- Раньше историю своей семьи знали только богатые люди. Называется история семьи – родословная. Так что же такое «родословная человека»? Что означает это слово, как вы думаете? Это история его рода, буквально «слово о роде», по родословной устанавливается происхождение человека и степень родства. История эта часто уходит в глубь веков, и тогда говорят: древняя родословная. Родословная – это слово о роде. Слово родственники – тоже произошло от слова род.
- Составление родословной — очень интересное занятие. В Западной Европе в Средние века таким составлением ведали герольды, находившиеся на службе при дворе короля. А на Руси существовала Палата родословных дел, занимавшаяся изучением царских, боярских и княжеских родов. В специальной Бархатной книге хранились все сведения о родственниках знатных людей.
- Как можно рассказать о семье? (рассуждения детей)
- В виде чего можно представить всю семью? (рассуждения детей)
- А можно представить в виде генеалогического древа. Кто из вас знает, что такое генеалогическое древо? (собрание сведений о родстве членов семьи).
- Как составить родословное древо? Что нам поможет? (рассуждения детей)
- Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нем.
Пусть не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
А снимки хранятся в альбоме.
- Кто будет корнями древа? (рассуждения детей)
- Как вы думаете, кто будет веточками дерева? (рассуждения детей)
- Кто будет листочками? (рассуждения детей)
- Что нужно для того, чтобы древо семьи было всегда живым, крепким, здоровым? (рассуждения детей)
- Посмотрите, как много здесь фотографий разных людей. Как вы думаете, кто здесь самые старшие члены семьи? Где их дети? И т.д. (рассуждения детей)
Задание группам: составить древо с помощью моделей, рассказать о семье.
- Сколько мам в этой семье?
- Сколько бабушек?
- Сколько сыновей?
- Сколько поколений в этой семье?
Рефлексия:
- Как мы представили род?
- Когда это дерево будет сильным, большим, цветущим? (рассуждения детей)
- Когда род будет сильный?
- В наше время родословие изучает специальная наука генеалогия. Расспроси маму и папу о своих предках, попробуй нарисовать генеалогическое древо своего рода. Интересно, сколько поколений ты сможешь разместить на его развесистых ветвях? В любом случае, ты узнаешь много нового и интересного, в том числе и о себе самом. Кто знает, какие знаменитости окажутся твоими дальними родственниками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...