"Что такое семья?"
план-конспект урока (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

ОД по развитию представлений о семье и правах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_semya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя семья»

Цель: создание условий для развития представлений у детей о родственных отношениях в семье посредством поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах);

- создавать условия для развития представлений детей о роли семьи в обществе, об обязанностях членов семьи, о благополучной, дружной семье;

- создавать условия для развития представлений о праве ребенка знать своих родителей и правом на их заботу;

- создавать условия для развития элементарных представлений о механизме защите прав ребёнка членами семьи и государством;

- создавать условия для развития поисково-исследовательской деятельности;

воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Оборудование:  рисунки – фотографии членов семьи

Ход образовательной деятельности

Знакомство с правом на воспитание в семье

- Как вы думаете, о каком праве нам напоминает этот символ? (право жить в семье)

- Каждый человек с рождения имеет право на семью, и это право гарантировано Конвенцией ООН о правах ребёнка и в нашей стране Законом «О правах ребёнка».

- Как вы думаете, зачем человеку семья? (рассуждения детей)

- Человеку очень тяжело быть одному. Когда у человека нет семьи – он одинок, некому о нем позаботиться, не с кем поговорить.

Определение родственных связей по иллюстрации. Работа в подгруппах.

- Семьи бывают разные: большие и маленькие.

- Каждый член семьи связан с другими особыми, специальными отношениями, которые обозначены специальными словами. Определите, кем приходятся друг другу люди на иллюстрации.

- Кто самые старшие члены семьи?

- Кто - самые младшие?

- Кого мы можем назвать мамой? Папой? Детьми?

- Что вы можете сказать об этой семье?

- Какие обязанности у каждого члена семьи?

- Дедушка и бабушка – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, теперь помогают растить своих внуков. Их все в семье уважают. Мама и папа – дети бабушки и дедушки. Они заботятся о своих родителях  детях. Мальчик и девочка – дети родителей и внуки бабушки и дедушки. Они любят своих родных.

Моделирование генеалогического древа

- Не всегда родственники живут большими семьями. Но они знают своих родственников.

- Как вы думаете, почему важно для каждого человека знать своих родных?

- Раньше историю своей семьи знали только богатые люди. Называется история семьи – родословная. Так что же такое «родословная человека»? Что означает это слово, как вы думаете? Это история его рода, буквально «слово о роде», по родословной устанавливается происхождение человека и степень родства. История эта часто уходит в глубь веков, и тогда говорят: древняя родословная. Родословная – это слово о роде. Слово родственники – тоже произошло от слова род.

- Составление родословной — очень интересное занятие. В Западной Европе в Средние века таким составлением ведали герольды, находившиеся на службе при дворе короля. А на Руси существовала Палата родословных дел, занимавшаяся изучением царских, боярских и княжеских родов. В специальной Бархатной книге хранились все сведения о родственниках знатных людей.

- Как можно рассказать о семье? (рассуждения детей)

- В виде чего можно представить всю семью? (рассуждения детей)

- А можно представить в виде генеалогического древа. Кто из вас знает, что такое генеалогическое древо? (собрание сведений о родстве членов семьи).

- Как составить родословное древо? Что нам поможет? (рассуждения детей)

- Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нем.

Пусть не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

А снимки хранятся в альбоме.

- Кто будет  корнями древа? (рассуждения детей)

 - Как вы думаете, кто будет веточками дерева? (рассуждения детей)

- Кто будет листочками? (рассуждения детей)

- Что нужно для того, чтобы древо семьи было всегда живым, крепким, здоровым? (рассуждения детей)

- Посмотрите, как много здесь фотографий разных людей. Как вы думаете, кто здесь самые старшие члены семьи? Где их дети? И т.д. (рассуждения детей)

Задание группам: составить древо с помощью моделей, рассказать о семье.

- Сколько мам в этой семье?

- Сколько бабушек?

- Сколько сыновей?

- Сколько поколений в этой семье?

Рефлексия:

- Как мы представили род?

- Когда это дерево будет сильным, большим, цветущим? (рассуждения детей)

- Когда род будет сильный?

- В наше время родословие изучает специальная наука генеалогия. Расспроси маму и папу о своих предках, попробуй нарисовать генеалогическое древо своего рода. Интересно, сколько поколений ты сможешь разместить на его развесистых ветвях? В любом случае, ты узнаешь много нового и интересного, в том числе и о себе самом. Кто знает, какие знаменитости окажутся твоими дальними родственниками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...