Кружок "Бусинка"
материал (старшая группа)
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Кружковые занятия по обучению бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У дошкольников еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный подход. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет определенную роль в их воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_businka.docx | 27.01 КБ |
Отчет кружка "Бусинка" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Малышок»
Программа кружка
декоративно-прикладного направления по бисероплетению
«Бусинка»
Старшая группа «Солнышко»
2021-2022 учебный год
Воспитатель: Гулиева Н.А
Пояснительная записка.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Кружковые занятия по обучению бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У дошкольников еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный подход. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет определенную роль в их воспитании.
Цель программы:
Формирование художественной культуры дошкольников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи программы:
Развитие творческих возможностей дошкольников.
Изготовление поделок из бисера.
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы.
Время проведения кружка
Количество занятий 1 раза в неделю
Возраст детей 5-6лет
Количество детей 20 чел.
Место проведения группа
Конечный результат работы
По окончании обучения дети знают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании обучения дети умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
Критерии мониторинга
- правила техники безопасносности
- правила составления композиций из бисера;
- технику изготовления изделий.
- составлять цветовые композиции;
- использовать различные виды бисерного плетения при выполнении изделий.
Диагностика детских знаний
Выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков.
выставка поделок кружка «Бусинка»
Комплексно-тематическое планирование
сроки | Тема | Интеграция образовательн. областей | Программные задачи | Методы и приёмы | Виды совместной и самостоятельн. деятельности | Взаимодействие с семьёй | Практическая значимость результата кружка |
Сен 1н. | Знакомство с историей бисера | Развитие речи культура | Знакомство с историей бисера | Беседа | Ознакомление с разными работами из бисера | Ознакомление с планом работы | Развитие мелкой моторики, внимательности |
2н. | Знакомство с материалами и инструментами. Правила техники безопасности. | Развитие речи обж | Дать детям представление о технике безопасности | Беседа игры | Стихи и игры О разных инструментах | Правила техники безопасности | обж |
3н | Знакомство с правилами хранения изделий и способами их восстановления. | История культуры Развитие речи | Ознакомление с различными изделиями из бисера | икт беседа | Рассказ об изделиях | Поделки из бисера | Показать красоту различных изделий |
4н | Знакомство с техникой низания бисера. | Развитие мелкой моторики | Формирование общей умелости руки. Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность | Ознакомление с новсй техникой | Индивидуальная и парная работа | Развитие внимательности | |
Окт 1н. | Знакомство с техникой низания бисера. | Развитие мелкой моторики и внимательности | Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность | Продолжение работы по низанию бисера | Индивидуальная и парная работа | беседа | Развитие мелкой моторики и внимательности |
2н. | Низание простейших цепочек и подвесок. | Развитие речи | Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из бисера | Составление простейших подвесок | Самостоятельная работа | Развитие мелкой моторики и внимательности | |
3н | Низание простейших цепочек и подвесок. | Развитие самостоятельности | Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Развитие самостоятельности | |
4н | Знакомство с техникой параллельного низания бисера. | Развитие мелкой моторики и внимательности | Вовлечь детей в увлекательную игру-труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно | Ознакомление с новсй техникой | Индивидуальная и парная работа | Развитие внимательности | |
Ноя 1н | Изготовление браслетов | Развитие мелкой моторики и внимательности | воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий | беседа | Индивидуальная и парная работа | Развитие внимательности | |
2н | Изготовление браслетов | Развитие мелкой моторики и внимательности | воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Развитие внимательности | |
3н | Изготовление брсалетов | Развитие мелкой моторики внимательности | Научить доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Показ и демонстрация первых работ | Развитие внимательности и аккуратности |
4н | Техника параллельного низания | Развитие внимательности | Формирование общей умелости руки. Воспитывать аккуратность | беседа | Индивидуальная и парная работа | Развитие внимательности и аккуратности | |
Дек 1н | Изготовление брошей | Развитие мелкой моторики внимательности | Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из бисера | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Развитие самостоятельности | |
2н | Изготовление брошей | Развитие мелкой моторики внимательности | умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из бисера | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Развитие самостоятельности | |
3н | Техника параллельного низания | Нанизывание на проволоку | показ | ||||
4н | Изготовление панно | ||||||
Янв 1 | Плетение Цветов к 8марта
| Развивать эстет.вкус. Внимание, Наблюдат-сть. | Показ, объяснение | ||||
2 | Плетение цветов | Развивать мелкую моторику | показ | ||||
3 | Плетение цветов с пятью лепестками (ромашка,лилии, незабудки) | Учить соединять лепестки | Помощь в соединении лепестков | ||||
4 | Плетение сложных цветов | Формировать мотивацию учения, учить радоваться своим успехам. | Помощь в скручивании проволоки Бутона цветов | ||||
Фев 1 | Плетение цветов | Развивать мелкую моторику. Умение самостоятельно плести | Показ,объяснение | ||||
2 | Беседа насекомые | Расширять природоведческие представления. | Рассматривание насекомых на плакатах. открытках | ||||
3 | Плетение насекомых на выбор | Учить аккуратности при работе с бисером. | Рассматривание и выбор образца. | ||||
4 | Плетение (жука, божьей коровки..) | Закреплять отсчет бисера шепотом не мешая товарищу | ПОМОЩЬ В ВЫБОРЕ БИСЕРА | ||||
Март 1 2 | Плетение цветов для мам | Учить изготовлять лепестки | Показ образцов Самостоятельно Выбрать рисунок | ||||
3 | Цепочка с ромбами | Отсчет бисера | По схеме | ||||
4 | Цепочка с ромбами | нанизывание | |||||
Апрель 1 | Цепочка из простых цветов | нанизывание | по схеме | ||||
2 | Цепочка из простых цветов | нанизывание | |||||
3 | Цепочка из простых цветов | нанизывание | по схеме | ||||
4 | Цепочка из простых цветов | нанизывание | По схеме | ||||
1 Май | Плетение фенечек «Мышка» | Нанизывание на проволоку | По схеме показ | ||||
2 | Цепочка «цветочки» | нанизывание | По схеме | ||||
3 | Цепочка «цветочки» | Нанизывание по схеме | |||||
4 | Цепочка «цветочки» | нанизывание | По схеме |
Список используемой литературы, технологий и программ
1. Базулина Л. « Бисер ».- Ярославль. « Академия развития ». 1999 г.
2. Данкевич Е. « И снова фенечки ». - С-П: « Кристалл ». 1999 г.
3. Ляукина М. « Бисер». – М: АСТ- Пресс. 1999 г.
4. Маркман Л. « Бисерная фантазия ».- М: 1999 г.
5. Белов Н.В. « Фигурки из бисера ». – Минск: « Харвест ». 2008 г.
Характеристика предлагаемой технологии.
Исходное условие ее разработки — требование
процессуальной и материальной доступности
В работе не требуются дорогостоящие материалы ни трудоемкие, ни технически сложные действия.
Практически работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим на занятии встает важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от воспитателя требуется: все этапы работы тщательно продумать, подготовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы. В основе такого методического подхода положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.
Процессуальные и содержательные
отличия данной технологии
Обычно на одном занятии дети изготовляют одну и ту же поделку, ориентируясь на образец. Здесь не присутствует творческий и самостоятельный выбор, поскольку методические руководства деятельностью — пошаговые указания педагога по принципу «делай так». Здесь нет инициативы и автономии. Вся группа работает в одном темпе.
Предлагаемая технология иная. База — это поделки в натуральную величину. Это и есть образец для ребенка. К каждой поделке есть инструкция и силуэтное изображение основы поделки. Это позволяет ребенку самому «снимать контур», получая уже готовую основу для поделки. Это предполагает самостоятельную деятельность ребенка и минимальное участие взрослого. Участие взрослого в работе — помочь соблюдать предложенные технологические этапы по изготовлению выбранной поделки. Здесь каждый ребенок может выбрать поделку по своему вкусу и желанию.
Но перед этим дети всей группой под руководством педагога проводят исследовательскую работу: рассматривают образцы, обсуждают, выбирают то, что более всего привлекает ребенка, анализируют выбранный образец. Ребенок выстраивает план действий (что делать сначала, что потом), выбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом, вносит изменения и дополнения.
Все занятие посвящено только продуктивному ручному труду.
Основа каждой работы — несложное плетение предмета.
Пособия и материалы, необходимые для работы кружка
- Бисер, леска
- схемы бисерного плетения
- рисунки бисерных изделий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель кружка : Формирование художественной культуры дошкольников как части культуры духовной, приобщение детей к национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого Задачи: Развитие творческих возможностей дошкольников. Изготовление поделок из бисера. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд
Осенние работы
Новогодние поделки
Подарки мамам
Выставка 9 мая
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!