Проект "Сказки народов России"
проект (старшая группа)

"Сказки народов России" (Балкарские сказки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_no11.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    детский сад №7

Педагогический проект

«Сказки народов России»

(балкарские сказки)

в старшей группе №11

                                                                      Воспитатель 1 кв.категории Скидан С.Е 

                                                2021-2022 год

Тема: «Сказки народов России»

 Тип проекта: долгосрочный

 Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшей группы

 Масштаб проекта: время реализации: декабрь-март 2022г

 Количество детей: 31

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить

Ну, а слабый-его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

 Актуальность:

«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история

народа»

   Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все

больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим обсуждением, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является

одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить

диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка.

Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано

потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, мышления.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к

народной культуре через ознакомление со сказками народов России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

 Задачи проекта:

∙ Сформировать у детей представления о народах проживающих на территории Российской Федерации, содержании, стиле, о сказочных образах;

∙ Содействовать развитию речи детей: выразительность речи, развивать связную речь;

∙ Создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;

∙ Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению

причинно-следственных связей;

∙ Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по

знакомству со сказками народов России, к проектной деятельности, показать

ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

∙ Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России.

 Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными сказками

людей разных национальностей, то у детей сформируются представления о

национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов многонациональной России.

 Продукт проектной деятельности: «Книга сказок народов России»

Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

II этап - организация деятельности в рамках проекта.

III этап - завершающий.

Первый этап

- Подбор литературы.

- Подбор наглядных и дидактических материалов.

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

- Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.

Второй этап

Планирование работы в рамках проекта:

-определение форм работы с детьми

-определение форм работы с родителями

- определение форм взаимодействия с педагогами-специалистами

Третий этап

-«Изготовление Книги сказок народов России»

-Награждение грамотами семей, принявших активное участие в проекте

Направление работы

Содержание деятельности

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

-Изучение методической литературы

-Составление плана проекта

-Подбор художественных произведений разных народов России (по теме проекта)

-Подбор иллюстративного материала

-Знакомство родителей с идеей проекта

Педагогическая деятельность с детьми

-Оформление выставки книг народов России

-Беседа Народы России», «Соседи России»

-Чтение и обсуждение сказок народов России

-Рассматривание иллюстраций к сказкам народов России

-Рассматривание национальных костюмов.

-Прослушивание музыки и песен народов Севера.

-Рисование по мотивам русских народных промыслов: «Хохломские узоры», «Гжельские узоры».

-Прослушивание русских народных композиций

-Просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».

-Дидактические игры: «Найди отличия», «Назови одним словом». «Сказки-загадки», «Сравни национальные костюмы». «Как их зовут» (герои сказок), «Выложи орнамент».

-Игры-инсценировки «По страницам знакомых сказок».

-Литературная викторина «По страницам сказок».

-Подвижные игры народов Севера: «Оленеводы», «Олени и пастухи»,

-Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота»,

«Салки», «Удочка», «Горелки».

-Оформление страницы «Книги сказок народов России».

Работа с родителями

-Анкета по теме «Сказка как средство развития речи родителями детей дошкольного возраста».

-Консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении «Книги»).

-Консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников).

-Шпаргалка для родителей «Список сказок народов

России для домашнего чтения дошкольникам».

Работа в социуме

-Досуг «Путешествие по сказкам России».

На первом, подготовительном этапе был разработан план проекта,

подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей.

Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность

педагогов и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения русских народных сказок, народов

России, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей.

Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

На третьем этапе создание книги и награждение родителей за участие в проекте

 Предполагаемый конечный результат:

- Сотрудничество педагога, ребенка и родителя, где родители

примут непосредственное участие в работе группы.

- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок (русских,

народных, авторских и т.д.).

- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям -

«Книга сказок народов России».

 Перспектива проекта:

- Организация совместной работы детей, родителей.

- Оформление совместного творческого альбома детей и родителей «Народы

России».

Используемая литература:

Отправляемся в гости к народам России. Сказки,беседы и игры для детей.Автор Алябьева Е.А.

«Балкарские и карачаевские сказки» в переводе и обработке А.Алиевой и А.Холаевой

Сказки народов России, чувашские сказки, алтайские, сказки народа Ханты.

«Уроки доброты» Л.Б.Фесюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Народы России. Славянский народ.

Обычаи, культура, традиции славянского народа  России....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.

Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...