Проект "Сказки народов России"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7
Педагогический проект
«Сказки народов России»
(балкарские сказки)
в старшей группе №11
Воспитатель 1 кв.категории Скидан С.Е
2021-2022 год
Тема: «Сказки народов России»
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшей группы
Масштаб проекта: время реализации: декабрь-март 2022г
Количество детей: 31
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить
Ну, а слабый-его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Актуальность:
«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа»
Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни.
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все
больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим обсуждением, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является
одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить
диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка.
Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано
потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, мышления.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к
народной культуре через ознакомление со сказками народов России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
∙ Сформировать у детей представления о народах проживающих на территории Российской Федерации, содержании, стиле, о сказочных образах;
∙ Содействовать развитию речи детей: выразительность речи, развивать связную речь;
∙ Создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
∙ Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению
причинно-следственных связей;
∙ Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по
знакомству со сказками народов России, к проектной деятельности, показать
ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
∙ Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными сказками
людей разных национальностей, то у детей сформируются представления о
национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов многонациональной России.
Продукт проектной деятельности: «Книга сказок народов России»
Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
II этап - организация деятельности в рамках проекта.
III этап - завершающий.
Первый этап
- Подбор литературы.
- Подбор наглядных и дидактических материалов.
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
- Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.
Второй этап
Планирование работы в рамках проекта:
-определение форм работы с детьми
-определение форм работы с родителями
- определение форм взаимодействия с педагогами-специалистами
Третий этап
-«Изготовление Книги сказок народов России»
-Награждение грамотами семей, принявших активное участие в проекте
Направление работы | Содержание деятельности |
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) | -Изучение методической литературы -Составление плана проекта -Подбор художественных произведений разных народов России (по теме проекта) -Подбор иллюстративного материала -Знакомство родителей с идеей проекта |
Педагогическая деятельность с детьми | -Оформление выставки книг народов России -Беседа Народы России», «Соседи России» -Чтение и обсуждение сказок народов России -Рассматривание иллюстраций к сказкам народов России -Рассматривание национальных костюмов. -Прослушивание музыки и песен народов Севера. -Рисование по мотивам русских народных промыслов: «Хохломские узоры», «Гжельские узоры». -Прослушивание русских народных композиций -Просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». -Дидактические игры: «Найди отличия», «Назови одним словом». «Сказки-загадки», «Сравни национальные костюмы». «Как их зовут» (герои сказок), «Выложи орнамент». -Игры-инсценировки «По страницам знакомых сказок». -Литературная викторина «По страницам сказок». -Подвижные игры народов Севера: «Оленеводы», «Олени и пастухи», -Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Салки», «Удочка», «Горелки». -Оформление страницы «Книги сказок народов России». |
Работа с родителями | -Анкета по теме «Сказка как средство развития речи родителями детей дошкольного возраста». -Консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении «Книги»). -Консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников). -Шпаргалка для родителей «Список сказок народов России для домашнего чтения дошкольникам». |
Работа в социуме | -Досуг «Путешествие по сказкам России». |
На первом, подготовительном этапе был разработан план проекта,
подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей.
Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность
педагогов и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с чтения и обсуждения русских народных сказок, народов
России, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей.
Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.
На третьем этапе создание книги и награждение родителей за участие в проекте
Предполагаемый конечный результат:
- Сотрудничество педагога, ребенка и родителя, где родители
примут непосредственное участие в работе группы.
- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок (русских,
народных, авторских и т.д.).
- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям -
«Книга сказок народов России».
Перспектива проекта:
- Организация совместной работы детей, родителей.
- Оформление совместного творческого альбома детей и родителей «Народы
России».
Используемая литература:
Отправляемся в гости к народам России. Сказки,беседы и игры для детей.Автор Алябьева Е.А.
«Балкарские и карачаевские сказки» в переводе и обработке А.Алиевой и А.Холаевой
Сказки народов России, чувашские сказки, алтайские, сказки народа Ханты.
«Уроки доброты» Л.Б.Фесюкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Народы России. Славянский народ.
Обычаи, культура, традиции славянского народа России....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.
Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...