Консультация
консультация (средняя группа)
"Гендерная эдентичность детей в игре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ» | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Сейчас большое внимание уделяется становлению гендерной идентичности детей в игре.
Слайд 2
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому полу.
Помимо этого, на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.
Слайд 3
Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной гендерной идентичности. На протяжении первых 6–7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений женственности и мужественности.
Слайд 4
В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой роли. Как считает А. А. Чекалина, «у ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола»
Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:
– детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес, возможно, в будущем такой мальчик будет двигаться в гуманитарном направлении (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;
– пусть мальчик играет в «дочки-матери», ведь в игре он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к ребенку (кукле); игра – средство изучения индивидуальности ребенка; формирования его умений и навыков; важно учить детей играть различные положительные роли;
– в игре важно сделать акцент на то, что мальчик – это будущий папа, а девочка – мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело, если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» – с ними нужна особая работа педагога или психолога.
Слайд 5
В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт – и не важно, игра эта в «дочки-матери» или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие: пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка – постоять за себя, проявлять активность.
Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа.
Но есть и другое мнение, что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации. Ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.
Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуждают того или иного ребенка играть в игры.
В своих исследованиях известный психолог В. С. Мухина пришла к выводу, что «шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения. В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка». В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение в спорте; ролевая и режиссерская игра – в художественно-эстети-ческой деятельности и т. д.
Если взрослого спросить, что дарить девочке, то в большинстве случаев ответ будет: «Куклу». Срабатывает стереотип. Воспитывая мальчика или девочку, родители обычно опираются на собственные представления о том, какими должны быть мужчина и женщина. В нашей культуре женскими чертами считаются заботливость, нежность и мягкость, а к типично мужским относят силу, умение постоять за себя и целеустремленность. При этом, внушая с пеленок мальчишке, что в куклы играют только девчонки, и запрещая девочке лазить по деревьям, взрослые забывают, что их задача – вырастить не футболиста или водителя, няню или маму, а, прежде всего, человека.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, то нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки. Потому как программу «все девочки обязательно должны быть тихими и заботиться о детях» или «мальчик должен настаивать на своем и всегда выигрывать» в голову вложить можно и насильно. Вопрос в том, скажет ли за это «спасибо» повзрослевший ребенок, раздираемый внутренними противоречиями.
Слайд 6
Вам представлены игры которые мы используем в совместной деятельности с детьми
Слайд 7
Копилка игр по гендерному воспитанию.
Игра «Волшебный цветок» (с детьми второй младшей группы).
1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки)?».
Цели: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2-й вариант. «Как я дома помогаю?».
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: дети поочередно отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
3-й вариант. «Кто я в семье?».
Цели: формировать представления о родственных связях; учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.).
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке) и т. д.
Слайд8
Игра «Дом добрых дел» (с детьми средней группы).
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор.
Ход игры: дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
Слайд 9
Игра «Пожелания» (с детьми второй младшей группы).
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола; закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).
Ход игры: дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…».
Игра «Благородные поступки» (с детьми средней группы).
Цели: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик.
Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки и т. д.
Слайд 1
Словесные игры с мячем
Слайд 11
Имитационные игры
Слайд 11
Коммуникативные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....