Викторина "Знатоки русской культуры"
материал (подготовительная группа)
Викторина . Как дети знают культуру и традиции русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_patriotich_vospitanie.odt | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая викторина «Знатоки русской народной культуры»
Цель:в игровой форме расширять представление о русских народных обычаях, об истории и культуре русскою народа.
Задачи: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Предварительная работа: знакомство с русскими народными праздниками, играми, сказками, игрушками, народным декоративно-прикладным творчеством, предметами народного быта, рисование, лепка по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, участие детей в народных праздниках.
Оборудование: раздаточный материал-картинки, карточки с вопросами, эмблемы команд, коробка- посылка, корзинка, листы бумаги, маркеры.
Ход
- Мотивация.
Воспитатель: Ребята, нам в группу пришла посылка от нашего друга Робоборика. Интересно узнать, что в ней ? (Ответы детей)
Посмотрите, тут письмо. Прочитаем? (Ответы детей)
Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята!
Я узнал, что вы интересуетесь историей нашей страны, ее традициями и культурой. И уже многое узнали. Предлагаю вам устроить соревнования- викторину «Знатоки русской народной культуры».Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает. Отправляю вам посылку, в ней вы найдете правила игры и все задания для викторины! Ваш друг Робоборик!
Воспитатель: Как интересно. Вы хотите поиграть? (Ответы детей)
Правила игры
Для игры нужны две команды. Будут задаваться вопросы команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце викторины посчитаем их. Та команда, которая соберет больше фишек получает 1 место, другая команда 2 место в игре- викторине «Знатоки русской народной культуры». Давайте разделимся на две команды. В этом нам поможет корзинка с карточками. Передаем ее по кругу и выбираем одну карточку. Ребята с одинаковыми карточками объединяются в команду. Команда- «Матрешки» и команда «Самовар». Команды занимайте свои места! Готовы? ( Ответы детей) Начинаем нашу викторину!
2. Основная часть.
1 раунд. Занимательные вопросы
1. Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? ( Русская печь)
2. Чем топили русскую печь? (Дровами)
3. Как называется обувь, плетённая из лыка?(Лапти)
4. Как называется зимняя обувь, сваленная из шерсти? (Валенки)
5. Как называется русское женское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
6. Как называется русский народный трёхструнный инструмент?(Балалайка)
7. Как называется русский народный инструмент, которым можно кушать ? (Деревянные ложки)
8. Как называется деревянная игрушка- кукла, в которую вставляются куклы?(Матрёшка)
9.Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
10.Что такое рушник? (Полотенце)
11. Что такое изба? (Деревянный дом)
12. Автор пословиц и поговорок? (Народ)
2 раунд. «Продолжи пословицу»
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое пословицы? (Пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)
Вам необходимо продолжить пословицу.
1. Глаза боятся, а руки ………… (делают)
2. Куй железо, пока ……………. (горячо)
3. Любишь кататься, люби и саночки……………. (возить)
4. Семь раз отмерь, один раз ……………. (отрежь)
5. Шила в мешке не ………………. (утаишь)
6. Слово не воробей вылетит……….. (не поймаешь)
3 раунд. « Предметы народного быта»
Ведущий: Для работы и жития у людей в старину были нужные и необходимые предметы. Сейчас мы с вами будет доставать по очереди карточки, где нарисованы предметы быта в старину. А вы должны назвать его и рассказать, как это использовалось.
(Чугунок, ухват, коромысло, сундук, прялка, люлька)
4 раунд. «Особенности русского быта»
Игрокам команд предлагается поочередно выполнить задания.
1. Назвать предметы и соединить с картинкой из чего они сделаны.
2. Назвать что из чего получается.
3. Найти, что лишнее на картинке.
4. Назвать, предмет быта старины и чем их заменяют сейчас.
5 раунд. «Умелые руки не знают скуки»
Русский народ был очень трудолюбив и талантливыми мастерами всегда славилась земля русская. Они создавали великолепные, красивые произведения декоративно-прикладного искусства. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь?
1) Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
4) Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись)
5) Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохломская роспись)
6) Они как будто не из глины
А из сказки созданы.
Бережет нас Берегиня
Охраняет Конь-Полкан.
Ну, а если надо чтобы в жизни повезло
Конь двуглавый днем и ночью
Различит добро и зло. (Каргопольская игрушка)
7) Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево)
8) Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы)
Воспитатель:В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора! (Идут хороводом)
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Выполняют имитационные движения)
6 раунд. « Угадайте сказку»
Ребята, вы любите слушать сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
Вам предстоит отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.
1.Вышли дружною семьей, чтобы справиться с одной. Не приди на помощь мышка, ничего бы у них не вышло. («Репка»)
2. Дед бил, бил – Не разбил; Баба била, била – Не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула… (Курочка Ряба)
3. «...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...»("Кот, Петух и Лиса")
4. «А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок!» («Маша и медведь»)
5. «Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода
В ямке от копытца…»(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
6. «Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка…»(«Снегурочка»)
7.Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)
8. Перед волком не дрожал . От медведя убежал. А лисице на зубок все ж попался…….. (Колобок)
7 раунд. « Какая сказка лишняя?»
Командам нужно назвать сказки и выбрать, только русские народные.
8 раунд. «Русские народные праздники»
Демонстрируются иллюстрации: «Русские праздники»
Масленица, Рождество (колядки), Жаворонки
Пасха.
Нужно правильно назвать народный праздник и объяснить свой ответ.
3. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать историю и традиции своей страны? ( Ответы детей). Сегодня вы все отлично поработали! Давайте подведем итоги, посчитаем сколько фишек у каждой команды. Награждение команд.
Какие интересные задания придумал Робоборик! Давайте, мы с помощью смайликов выразим свои эмоции от игры. И отправим их письмом Робоборику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
Знакомство с традициями русского народа...
"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"
Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...
Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...
Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...