Консультация для педагогов «Использование современной технологии ТРИЗ в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Таранова Любовь Борисовна

Методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для педагогов

«Использование современной технологии ТРИЗ в ДОУ»

Подготовила воспитатель Таранова Любовь Борисовна

  На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Существует множество программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения, среди которых выделяются программы, наиболее целостно и полно выражающие идеи развития креативности детей дошкольного возраста («Развитие» под ред. Л. А. Венгера, «Радуга» под ред. Т. Н. Дороновой, «Детство» под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой).
Именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

    ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. 

ТРИЗ представляет собой совкупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий.

 Противоречие в ТРИЗ.

 Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее, например , в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.(Г.С.Альтшуллер)

 С чего начать обучение детей мыслить противоречиями.( см слайд)

 С обучения различным играм. Это первый этап технологии

 Далее рекомендуетсяосвоение методов ТРИЗ.

 Они делятся на

Методы, основанные на системном подходе .

  • Системный оператор
  • Метод снежного кома
  • Метод золотой рыбки.
  • Ступенчатый  эвроритм.

Методы психологической активизации мышления.

  • Мозговой штурм.
  • Синектика
  • Метод контрольных вопросов.
  • Морфологический анализ.

Методы, основанные на математическом подходе.

  • Бином фантазии
  • Фантастическое вычитание.
  • Фантастическое умножение.
  • Метод « Наоборот»
  • Оператор РВС.
  • Простые приемы фантазирования.

Методы, основанные на перемене мест.

  • Перемена мест.
  • Метод фокальных объектов.
  • Метод изменения оценки.
  • Метод взаимного обмена.
  • Фантограмма.

 

 Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где)

Первое.

 Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества  «За мир через культуру».

  1. Будьте хозяином своей судьбы.
  2. Достигайте успеха в том, что Вы любите.
  3. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Стройте свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивайте свои творческие способности.
  6.  Культивируйте в себе смелость.
  7. Заботьтесь о своем здоровье
  8.  Не теряйте веру в себя.
  9. Старайтесь мыслить позитивно.
  10. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

 Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы.

Пятое.

 Игры- каждый день!А чтобы арсенал игр  не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

 Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

 Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

  • Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.
  • «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, ау воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.
  • Заставит задуматься о стиле жизни.

 

Каковы качества творческой личности.

  • Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, еретичность, индивидуальность, масштабность, непосильность)
  • Планы достижения цели ( умение планировать)
  • Высокая работоспособность
  • Результативность
  • Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
  • Хорошая техника решения творческих задач.

 Нет необходимости убеждать Вас в том, что качества эти необходимы   и в деятельности, и в  обыденной  жизни  каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии, что будет способствовать и профессиональному и личностному росту каждого педагога.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ.

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных технологий....

консультация для педагогов "Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ"

консультация познакомит педагогов с новой образовательной технологией "Коллекционирование" ....

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, позна...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

  Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сф...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

  В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать ...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные...