Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Разработка плана-схемы проекта
Подготовила: воспитатель
Плотникова С.А.
г. Химки 2023г.
В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
В общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
Это также является целью и результатом проектной деятельности.
Термин «педагогический проект» можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:
фактор времени
целенаправленность
нормированность изменений
специфика организации деятельности
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта
• Цели и задачи проекта
• Участники проекта
• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
• Рабочий план реализации проекта
• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
• Оценка эффективности реализации проекта
• Оценка рисков
• Дальнейшее развитие проекта
Рассмотрим каждый структурный элемент педагогического проекта.
1. Обоснование необходимости проекта
-описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.
-в результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
-педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией. На основе такого анализа педагог определяет, какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы, возможно, внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т.д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т.е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.
-необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем. В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.
-важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
2. Цели и задачи проекта
-формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
-при постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
-педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
-цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
3. Участники проекта
-в этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
-подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
-деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
-при выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
-по сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
-так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
-педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
-педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
-при этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.) Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
5. Рабочий план реализации проекта
-рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.
-предполагаемая дата проведения мероприятия
-место проведения мероприятия
-наименование мероприятия
-ответственный за выполнение
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
-краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.
-долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта. Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.
-результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.
Например, к результатам проекта можно отнести:
• вид, количество и объем печатной продукции;
• количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
• кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
• разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
• апробирование новых методик и пр.
7. Оценка эффективности реализации проекта
-описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
-при планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
-при описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
Методы оценки успешности/эффективности.
-методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
-самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
-педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.
8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
-педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
-проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
-качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
-на основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
9. Дальнейшее развитие проекта
-по окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
-укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
-в качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
• значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
• ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
• корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
• адекватность показателей оценки эффективности проекта;
• соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
• значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
- в приложениях к проекту можно представить:
• учебно-тематические планы;
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
• тематику, объем консультаций.
Примерные требования к оформлению проектной разработки
-общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
-материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
-формат страницы: А-4 (210*297мм). Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал — одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу — 20 мм.
-представленные требования являются примерными (рекомендуемыми) и могут варьироваться.
Примерный план-схема педагогического проекта «Здоровая улыбка»
Составила воспитатель: Соболева Олеся Александровна
Примерный план-схема педагогического проекта «Здоровая улыбка»
Актуальность темы:
Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.
Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей.
Цели:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель.
Образовательная область: познавательное развитие детей.
Этапы Задачи Деятельность воспитателя Деятельность старшего воспитателя
Начальный: Определение проблемы (темы)
Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Распределение ролей в команде.
Создать ситуацию для мотивации начала проекта.
Каждому ребенку дать задание для обследования объекта исследования, подключив к этой работе родителей.
Провести индивидуальные консультации для родителей по организации и проведению опытов с зубами в домашних условиях. Провести индивидуальные беседы с детьми по предстоящей экспериментальной работе с зубами в домашних условиях.
Организовать групповую презентацию исследовательского проекта. Формирование задач, накопление информации
.
Выбор и Выбор и обоснование критерии успеха. Помощь в анализ синтезе (по просьбе группы).
Набдюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации.
Обсуждение альтернатив.
Выбор оптимального варианта.
Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение Консультации.
Выполнение.
Приобретение новых знаний по блокам:
1. Информационный блок. Проведение образовательной деятельности по теме.
2. Исследовательский блок.
3. Художественно- творческий блок
Выполнение проекта. Работа над проектом, его оформление.
Предложения – ситуации для озвучивания детьми.
Игровые ситуации, кроссворд, исполнение музыкальных произведений и стихов.
Ток – шоу «Жить здорово»
Проведение образовательной деятельности по теме проекта. Экскурсии со взрослыми, с родителями, проведение сюжетно-ролевых игр, беседы этического характера, проведение дидактических игр.
Получение информации от родителей, от педагогов.
Художественное творчество детей по разным направлениям – это и зарисовки, и аппликации, и лепка, и работа с природными, бросовыми материалами, преследующую одну цель: совместный созидательный труд.
Наблюдение.
Мастер класс «Как правильно чистить зубы»
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (Успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение
Направление процесса анализа
Защита проекта. Презентация проекта. Подготовка к защите.
Обоснование процесса проектирования.
Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Презентация проекта Дети активно помогают педагогу в подготовке материалов презентации и представляют продукт интеллектуальной и художественно-творческой деятельности
В презентацию входят:
Обоснование процесса проектирования,
Ход реализации проекта,
Объяснение полученных результатов, их оценка,
Непосредственная презентация проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *
Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...