Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
консультация

Разработка плана-схемы проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_proekta.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20  

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Разработка плана-схемы проекта

Подготовила:  воспитатель                                    

                                                                                                 Плотникова С.А.

г. Химки 2023г.

В структуре   профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

В  общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с  определенными требованиями к качеству результатов, установленными  рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

Это также  является  целью  и результатом  проектной деятельности.

Термин «педагогический проект» можно определить  как:

1.    Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;

2.    Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

В приведенных определениях ключевыми являются:

фактор времени

целенаправленность

нормированность изменений

специфика организации деятельности

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагога действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:

•    Обоснование необходимости проекта

•    Цели и задачи проекта

•    Участники проекта

•    Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

•    Рабочий план реализации проекта

•    Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

•    Оценка эффективности реализации проекта

•    Оценка рисков

•    Дальнейшее развитие проекта

Рассмотрим каждый структурный элемент педагогического проекта.

1. Обоснование необходимости проекта

-описание педагогической проблемы включает в себя  анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

-в результате анализа выявляются противоречия между имеющимся  положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.

-педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией. На основе такого анализа педагог определяет, какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы,  возможно, внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т.д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т.е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.

-необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем. В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.

-важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.

Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:

•    почему возникла необходимость в выполнении проекта?

•    почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?

Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

2. Цели и задачи проекта

-формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.

-при постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.

-педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.

-цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.

3. Участники проекта

-в этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.

-подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

-деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.

-при выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

-по сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.

-так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).

-педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.

-педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).

-при этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.) Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.

5. Рабочий план реализации проекта

-рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.

-предполагаемая дата проведения мероприятия

-место проведения мероприятия

-наименование мероприятия

-ответственный за выполнение

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

-краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании  проекта.

-долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта. Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.

-результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.

Например, к результатам проекта можно отнести:

•    вид, количество и объем печатной продукции;

•    количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;

•    кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);

•    разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;

•    апробирование новых методик и пр.

7. Оценка эффективности реализации проекта

-описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики

-при планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.

-при описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).

Методы оценки успешности/эффективности.

-методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.

-самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.

-педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

-педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.

-проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.

-качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.

-на основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

9. Дальнейшее развитие проекта

-по окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

-укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.

-в качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:

•    значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;

•    ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;

•    корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;

•    адекватность показателей оценки эффективности проекта;

•    соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.

•    значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

-  в приложениях к проекту можно представить:

•    учебно-тематические планы;

•    структуру раздаточных материалов;

•    тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;

•    структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

•    примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;

•    тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;

•    тематику, объем консультаций.

Примерные требования к оформлению проектной разработки

-общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

-материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.

-формат страницы: А-4 (210*297мм). Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал — одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу — 20 мм.

-представленные требования являются примерными (рекомендуемыми) и могут варьироваться.

Примерный план-схема педагогического проекта «Здоровая улыбка»

Составила воспитатель: Соболева Олеся Александровна


Примерный план-схема педагогического проекта «Здоровая улыбка»

Актуальность темы:

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.

Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. 

Цели:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель.

Образовательная область: познавательное развитие детей.

Этапы Задачи Деятельность воспитателя Деятельность старшего воспитателя

Начальный: Определение проблемы (темы)

Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации.

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Распределение ролей в команде.

Создать ситуацию для мотивации начала проекта.

Каждому ребенку дать задание для обследования объекта исследования, подключив к этой работе родителей.

Провести индивидуальные консультации для родителей по организации и проведению опытов с зубами в домашних условиях. Провести индивидуальные беседы с детьми по предстоящей экспериментальной работе с зубами в домашних условиях.

Организовать групповую презентацию исследовательского проекта. Формирование задач, накопление информации

.

Выбор и Выбор и обоснование критерии успеха. Помощь в анализ синтезе (по просьбе группы).

Набдюдение.

Принятие решения Сбор и уточнение информации.

Обсуждение альтернатив.

Выбор оптимального варианта.

Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение Консультации.

Выполнение.

Приобретение новых знаний по блокам:

1. Информационный блок. Проведение образовательной деятельности по теме.

2. Исследовательский блок.

3. Художественно- творческий блок

Выполнение проекта. Работа над проектом, его оформление.

Предложения – ситуации для озвучивания детьми.

Игровые ситуации, кроссворд, исполнение музыкальных произведений и стихов.

Ток – шоу «Жить здорово»

Проведение образовательной деятельности по теме проекта. Экскурсии со взрослыми, с родителями, проведение сюжетно-ролевых игр, беседы этического характера, проведение дидактических игр.

Получение информации от родителей, от педагогов.

Художественное творчество детей по разным направлениям – это и зарисовки, и аппликации, и лепка, и работа с природными, бросовыми материалами, преследующую одну цель: совместный созидательный труд.

 

Наблюдение.

Мастер класс «Как правильно чистить зубы»

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (Успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение

Направление процесса анализа

Защита проекта. Презентация проекта. Подготовка к защите.

Обоснование процесса проектирования.

Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Презентация проекта Дети активно помогают педагогу в подготовке материалов презентации и представляют продукт интеллектуальной и художественно-творческой деятельности

В презентацию входят:

Обоснование процесса проектирования,

     Ход реализации проекта,

     Объяснение полученных результатов, их оценка,

Непосредственная презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...