Картотека дидактических игр в ясельной группе
картотека (младшая группа)

Рыбникова Марина Викторовна

Познакомить ребенка 2-3 лет с величиной предмета, формой или цветом, развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_yas.gr_.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в ясельной группе

Игра №1: Разноцветные бусы.

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход игры:

 На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

Игра№2: Разноцветные шары.

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

Игра№3: «Спрячь мышку»

Цель: закреплять название цветов, способствовать накоплению представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов.

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит, где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто-то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра№4: угостим медведя ягодой.

Цель: учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Игра№5: «Круг, квадрат»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».

Игра №6: «Заштопай штанишки»

Цель: учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Игра №7: «УГОСТИ ЗАЙЧИКА»

Цель: учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис. 23) По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики»«Положи мячи в корзинки»«Поставь машины в гараж» и т. д.

Игра№8: «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»

Цель: учить различать предметы по размеру

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход игры:

Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как начнем плясать и петь, если будешь ошибаться, никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д. Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т. п.

Игра№9: «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»

Цель: учить детей раскладывать предметы в убывающей последовательности

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4–5  колец, убывающих по величине.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов, возрастающих по величине и т. д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Игра №10: «У кого какое платье»

Цель: учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. группировать оттенки одного цветового тона.

Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Игра: Курочка и цыплята

Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игра №11: «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Игра №12: «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»

Цель: учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры:

Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Игра №13: Елочки и грибочки.

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра №14: Поставь букет в вазу.

Цель: учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра №15: "Чудесный мешочек"

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

— Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в ясельной группе.

Дидактические игры (сенсорное развитие; мелкая моторика; музыкальные; развитие речевого дыхания)....

Дидактическая игра для ясельной группы "Коробка знаний"

Дидактическая игра для детей ясельной группы которая учит детей формировать представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательн...

Картотека дидактических игр в ясельной группе

Картотека дидактических игр в ясельной группеИгра: «Спрячь мышку»Цель: закреплять название цветов, способствовать накоплению представлений об основных разновидностях цвета, развивать ...

Картотека дидактических игр в ясельной группе

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики Прищепки Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, ...

Картотека дидактических игр в ясельной группе.

Картотека дидактических игр в ясельной группе....

Картотека дидактических игр. В ясельной группе

Дидактическая игра (сенсорное развитие).1. «Овощной магазин».Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.Игровая задача. Бы...

Картотека дидактических игр в ясельной группе.

Основой  современного дошкольного образования является – игра. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, на занятиях, прогулке, в общении со сверстниками и взрослыми. И ...