НОД "Что такое номинал?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Аверьянова Елена Раисовна

Цель; Сформировать у детей понятие "номинал", "размен", формировать представления о возможности размена денег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Что такое номинал?"26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Как кот Белобок узнал, что такое номинал»

                                                                                                   

                                                           2022

Цели: сформировать понятия «номинал»,«размен»;научить детей определять номинальную стоимость денежной единицы; формировать представления о возможности размена денег.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Оборудование:

  • плакат с изображением карты для поиска клада (красочное поле с изображением: пальм, камней, цветов и т. п. Между препятствиями нарисована тропинка с поворотами налево и направо);
  • карточка с указателем трех направлений: направо – гора, налево – озеро, прямо – сундук;
  • коробка, оформленная под «сундук» (на «сундуке» нарисовано десять замков);
  • банкноты разного достоинства: 10, 50, 100 рублей, по 15–20 каждого достоинства (лучше использовать распечатанные на цветном принтере копии банкнот);
  • монеты: 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей (реалистичные муляжи, вырезанные из картона);
  • коробочки с наклеенными на них муляжами банкнот: 10, 50, 100, 1000 рублей;
  • увеличенная копия сторублевой банкноты, разрезанная на равные части (раздаточный материал на столы для детей);
  • плакат, объясняющий размен сторублевой банкноты(вместо десятирублевых банкнот должны быть изображены десятирублевые монеты);
  • магнитная доска с магнитами.

Организация детской деятельности

1. Иградля активизации и проверки внимания«Ничего не слышу».

Все выстраиваются в форме круга. Воспитатель произносит команды (например: положите руки на пояс, подпрыгните и т. п.) и показывает то движение, которое назвал. Дети повторяют только те движения, которые воспитатель показывает, если воспитатель только назвал движение, но не сделал его при этом, дети не выполняют команду.

– Ребята, давайте представим, что вы меня не слышите. Я буду называть движения и показывать их вам, а вы будете повторять только то, что видите. Когда я называю движение, но ничего не делаю, вы тоже ничего не делаете, ведь вы меня не слышите.

2. – Ребята, послушайте историю про кота Белобока.

Сорока на хвосте новость принесла:кот Белобок в своем новом доме гостей принимает, хлебом солью встречает и самые настоящие концерты устраивает. О коте-артисте слух пошел по всему лесу. Стала  его лесная общественность приглашать выступать на полянках, зверушек радовать. А кот Белобок, распушив усы, удивляет  публику песнями, танцами, фокусами. Медом его не корми, а дай покрасоваться! Не только славу принесли Белобоку лесные концерты. После каждого представления благодарные зрители бросали ему в шляпу монетки.

Разглядывая монеты, довольный Белобок обратил внимание на то, что они разного цвета, размера и на них написаны цифры. И тут Белобок вспомнил, как мышонок в магазине пытался купить за три монеты кусочек сыра.

– Почему бы и мне не попробовать, – подумал Белобок и поспешил в магазин. Зайчик-продавец приветливо встретил кота и предложил ему на выбор сметану.

– А хватит ли мне монет? – забеспокоился кот. И тогда зайчик объяснил коту, что не только у товара есть цена, но и у каждой монеты. Цена монеты обозначена цифрой и называется номинал.

– Какие у Вас есть монеты? – спросил зайчик у кота. Белобок захватил с собой самую большую монету с цифрой «5». Зайчик взял монету у кота, вручил ему баночку сметаны и на сдачу дал  три мелких монетки.

– Что за чудеса? – подумал кот, – и сметану получил, и деньги вернули!

– Никаких чудес, – рассмеялся заяц, – у Вашей монеты номинал – 5 рублей. Баночка сметаны стоит 2 рубля, значит, у Вас остается еще три рубля. На них Вы можете купить еще одну баночку сметаны ценою в 2 рубля, и у Вас останется еще монетка в один рубль, на которую можно купить вкусный пирожок или большую конфету.

3. Воспитатель организует дидактическую игру «Поиски клада».

– Ребята, сегодня кот Белобок предложил нам увлекательную игру, которая называется «Поиски клада». Нам нужно выполнить разные задания. Как вы думаете, кто такие кладоискатели?

(Люди, которые ищут клад).

– Мы сейчас вместе с котом Белобоком отправимся в путешествие и будем искать клад. Итак, в путь.

Воспитатель размещает на доске карту-схему, показывает детям, откуда они начинают движение и куда им нужно попасть.

– Сначала как идем?

Дети:прямо.

– А затем куда повернем?

Дети:направо.

– Молодцы! А сейчас куда поворачиваем?

Дети:налево.

– А сейчас мимо чего пройдем? и т. д. (соответственно карте поиска клада).

– На пути у нас три таблички.

(Воспитатель прикрепляетк карте поиска клада табличку с указателями.)

–Как вы думаете, куда нам надо идти за кладом? Хорошо. Правильно, за этой табличкой – клад.

– Клад найден, но кот Белобок сказал, что для того, чтобы открыть сундук, нам нужно посчитать замки. Один замок, два замка, три замка, четыре замка, пять замков, шесть замков, семь замков, восемь замков, девять замков, десять замков.

4.        Воспитатель организует беседу по вопросам.

–Сундук открыт. А что там?

Воспитатель открывает крышку «сундука», показывает детям деньги.

– Правильно, деньги..

Деньги – это универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг. Деньги – это такой предмет, за который можно купить различные товары в магазине или оплатить какую-нибудь услугу. Например, пальто можно приобрести за несколько банкнот, а хлеб можно купить за несколько монет. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.

Ребята, какие деньги есть в сундуке? Давайте посмотрим .Рассматриваем сначала монеты.-Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? Давайте рассмотрим наши монеты и банкноты. Видите, на каждой из них написаны цифры. Число, которое указано на монете или банкноте, называется номинал, это означает стоимость денежной единицы (монеты, банкноты).

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

– Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими, после этого дети сами смогут назвать данный признак).

– Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

– Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достает банкноты.

– Как можно назвать эти деньги?

– Банкноты. А какие они?

– Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

– Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

4.– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота…
  • Банкнота бумажная, а монета…
  • Монета звенит, а банкнота…
  • Монета металлическая, а банкнота…
  • Банкнота шуршит, а монета….
  • Банкота прямоугольная, а монета…

            – А где можно взять деньги?

Детиназывают варианты ответов.

– За что люди получают зарплату?

Дети называют варианты ответов.

– Правильно, деньги люди получают не просто так, а за выполненную работу.

Важно уметь правильно тратить деньги.

– Всегда ли нам нужно то, что нам хочется (новая игрушка, конфеты, новые ботинки, занятия в спортивной секции, билет в кино и т. д.)?

Посмотрите на картинки и выберите то, что надо купить для семьи в первую очередь, а что может подождать.

 Все кладоискатели должны быть в хорошей физической форме, давайте немного разомнем наши мышцы.

5.        Воспитатель организует подвижную игру «Считалка» (дети повторяют движения согласно тексту).

– Ребята, что-то наш кот Белобок засиделся, да и нам пора размяться. Повторяйте, ребята, за мной!

Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения согласно тексту, дети повторяют за воспитателем движения.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, повернуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

6. Воспитатель организует дидактическую игру «Разрезная картинка».

– Ребята, смотрите, какие картинки нашел наш кот Белобок. Только они все разрезаны на части, давайте соберем из них целую банкноту номиналом сто рублей.

(Собирают картинку.)

– Как наша картинка состоит из разных частей, так и каждая банкнота может состоять из разных банкнот. Например, сто рублей может состоять из двух банкнот по пятьдесят рублей, потому что пятьдесят плюс пятьдесят будет сто. Или из десяти банкнот по десять рублей, потому что если десять раз сложить по десять, получается сто (показывает плакат с разменом).

– Все вы знаете, что одни товары стоят дорого, а другие дешевле. Если мы хотим купить хлеб, который стоит двадцать рублей, а у нас одна банкнота номиналом в сто рублей, то можно обратиться к маме и попросить разменять нам нашу банкноту.

Размен – это обмен одной банкноты большего номинала на несколько банкнот, номинал которых меньше.

7.        Дидактическая игра «Разложи по номиналу».

– Во всем важен порядок. Ребята, давайте разложим наши деньги в соответствии с номиналом, то есть в каждой коробочке у нас будут лежать только банкноты, на которых указан одинаковый номинал.

Воспитатель раздает каждому ребенку по несколько банкнот. Дети поочередно подходят к коробочкам, стоящим на столе, и раскладывают деньги соответственно указанному на коробочках номиналу.

8. Заключительная часть.

Беседа с детьми.

– Что такое номинал?

– Зачем разменивают деньги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...