Проект "Компас"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Одесская, д. 60 тел/факс 95-34-57
Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших дошкольников « Я – исследователь»
Образовательный проект
«Тайна компаса»
Участники:
дети старшей группы,
родители воспитанников,
воспитатели первой
квалификационной категории
Аксянова Ю.А.
Москальцова Ю.В.
Образовательный проект «Тайна компаса»
Авторы: Аксянова Юлия Александровна, Москальцова Юлия Владимировна
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Участники: воспитатели, дети старшей группы «Почемучки», Родители
Срок реализации: краткосрочный, 3 недели
Актуальность темы.
Кто-то, может быть, улыбнется: зачем сегодня простачок – компас, если в мире новейших технологий прокладывать дорогу можно современными навигаторами! Безусловно, можно облегчить себе жизнь при помощи новых гаджет. Но и в современном мире дети увлекаются изучением и устройством таких приборов как: компас, термометр, часы.
Перед нами педагогами стоит задача вовремя увидеть и поддержать детскую инициативу и интерес к приборам. Дети заинтересовались прибором компасом и принципом его работы.
Идея проекта.
Обогащение знаний детей через изучение приборов, созданных руками человека.
Новизна проекта.
Расширение кругозора детей посредством познавательно – исследовательской деятельности через изучение и изготовление прибора компаса.
Цель проекта
Развивать интерес к экспериментальной деятельности в процессе познания таких природных явлений, как магнетизм. Познакомить детей с устройством и применением прибора компас и способами определения сторон света.
Задачи проекта
- Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к предметам рукотворного мира: компас.
- Формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходства и отличия объектов.
- Совершенствовать умения детей высказывать свои предположения и самостоятельно проводить простые «исследования».
- Знакомить с условными знаками и символами на компасе.
- Воспитывать любознательность, умение договариваться друг с другом.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повысить интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности.
- Дети имеют представление о приборе компасе, основных его частях, функциональном назначении и правилах использования.
- Дети могут ориентироваться на местности без компаса.
- Дети знают свойства магнита
- Дети могут с помощью взрослого сделать самодельный компас
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Компас», «Как ориентироваться на местности»
2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о компасе.
3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Тайна компаса», приложен список книг рекомендуемых для чтения про приключения и путешествия.
4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям дома изготовить самодельный компас.
II этап – основной
- Беседа «Знакомство с компасом»
- Чтение сказки Льва Поясникина «Волшебная стрелка»
- Ситуативный разговор «Что делать, если заблудился?»
- Опыт эксперимент «Где, в какой части света находится предмет?»
- Опыты с магнитом «Удивительный магнит»
- Презентация «Как определить части света без компаса»
- Чтение сказки Елены Гребешковой «Пип и волшебный компас»
- Эксперимент «Определяем части света по солнцу и часам»
III этап – заключительный
- Эксперимент «Самодельный компас»
- Оценка и сравнение работы самодельного компаса и прибора компаса.
Календарное планирование совместной познавательно- исследовательской деятельности в ходе проекта
Этап | Дата реализации | Образовательная область | Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
I этап | 1 неделя | 1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Компас», «Как ориентироваться на местности» 2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о компасе. | 3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Тайна компаса», приложен список книг рекомендуемых для чтения про приключения и путешествия. 4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям дома изготовить самодельный компас. | ||
II этап | 2 неделя | Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие Речевое развитие | 1.Беседа «Знакомство с компасом» Цель: Познакомить детей с компасом, с его устройством и назначением | ||
Художественно-эстетическое развитие | 2.Чтение сказки Льва Поясникина «Волшебная стрелка» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о компасе | ||||
Социально-коммуникативное развитие | 3.Ситуативный разговор «Что делать, если заблудился?» Цель: дать детям представление о правилах поведения , учить правильно вести себя в ситуации, когда потерялся, способствовать развитию осторожности. | ||||
Познавательное развитие | 4.Эксперимент «Где, в какой части света находится предмет?» Цель: научиться определять местонахождения различных предметов при помощи компаса. | ||||
Познавательное развитие | 5.Опыты с магнитом: «Полюса магнита, магнетизм», «Удивительные магниты» Цель: выяснить, какими свойствами обладают магниты. Развивать умение детей добывать информацию о явлениях опытно-экспериментальным путем. | ||||
Познавательное развитие | 6. Презентация «Как определить части света без компаса» Цель: формировать умения детей ориентироваться на местности с помощью природных признаков | ||||
Художественно-эстетическое развитие | 7.Чтение сказки Елены Гребешковой «Пип и волшебный компас» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о компасе | ||||
Познавательное развитие | 8. Эксперимент «Определяем части света по солнцу и часам» Цель: формирование умений ориентирования на местности по солнцу и часам | ||||
III этап | 3 неделя | Познавательное развитие | 1.Эксперимент «Самодельный компас» Цель: содействовать изготовлению прибора: компас, развивая у детей навыки самоконтроля и планирования действий | Привлечь родителей к изготовлению компаса в домашних | |
2.Оценка и сравнение работы самодельного компаса и прибора компаса. Цель: закрепить полученные знания о приборе, и его назначении. |
Вывод: по итогам проекта дети на собственном опыте убедитесь, что
компас – это прибор, имеющий достаточно простую конструкцию. Это дает возможность при необходимости изготовить его в полевых, экстремальных ситуациях или домашних условиях из подручных материалов. Компас является надёжным помощником в ориентировании на местности. Можно использовать в определении сторон горизонта и самодельный компас. Главное уметь правильно его смастерить. Чтобы правильно ориентироваться. Это может быть полезно для путешественников и туристов.
Источники:
- Конспект занятия по теме компас: Конспект занятия по теме «Компас». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
- Проект «Тайна компаса»: Исследовательский прект "Тайна компаса" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
- История компаса: Описание исследовательской работы: Исстория компаса. (multiurok.ru)
- Виды компасов: Компас в современном мире: нужная вещь или устаревший предмет (fotoskala.ru)
- Если ты заблудился в лесу: «Если ты заблудился в лесу» | План-конспект занятия по ОБЖ (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
- Если ты заблудился в лесу2: Беседа в старшей группе на тему "Если ты заблудился в лесу" (infourok.ru)
- Что делать, если ты потерялся: Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся - Азбука воспитания (azbyka.ru)
- Ознакомление детей со свойством магнита: НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей со свойствами магнита». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
- Тайна необычного камня: Проект для детей старшей группы. Свойства магнита (ped-kopilka.ru)
- Когда вреден магнит: Конструкт исследовательской деятельности «Когда вреден магнит». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
- Магнит: Конспект НОД «Магнит». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
- Магниты и компас: Проект «Магниты и компас» (multiurok.ru)
- Части света: Урок окружающего мира на тему "Части света, материки и океаны" (infourok.ru)
- Ориентирование на местности: Научно-исследовательская работа по окружающему миру на тему:Ориентирование на местности. Компас. (multiurok.ru)
- Компас, ориентирование на местности: План конспект урока окружающий мир по теме: "Компас. Ориентирование на местности" 2 класс (infourok.ru)
- Как сделать компас: Как сделать компас своими руками - необходимые инструменты, поэтапная инструкция (mir-tourista.ru)
- Компас своими руками: Как из иголки сделать компас | Без палатки.ру (bezpalatki.ru)
- Изготовление компаса: Детям про стороны света. Как ориентироваться на местности — Цветы жизни (tsvetyzhizni.ru)