ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Почемучки» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа)

Семочкина Анастасия Сергеевна
  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа (далее – программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;

Цель программы: способствовать формированию и развитию  познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

 

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

 

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

 

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

 

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Почемучки» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

 

 

 

 

2. Учебно-тематический план

 

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

36

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

 

2 неделя

  

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

 

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

  

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

 

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

        

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

3. Список литературы

1. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А. Вахрушев – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.

2. Гончарова, Е.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ / Е.В. Гончарова - Изд – во: «Центр Проблем Детства», 2002. – 104 с.

3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92 с.

4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.

5. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек) / А.И. Иванова - М.: Сфера, 2005. – 105 с.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. / С.Н. Николаева - Изд – во: Педагогическое общество России, 2005. – 156 с.

7. Скорлупова., О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 160 c.

8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 118 с.

9.Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос» / О.А. Скорлупова - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000. – 136 с.

10. Смирнова, В.В.Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду / В.В, Смирнова - Изд – во:  РГПУ им. Герцена, 2003. – 186 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pochemuchki_staryy_variant.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа (далее – программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами: 

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;

Цель программы: способствовать формированию и развитию  познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Почемучки» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

2. Учебно-тематический план

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

36

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

 

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

        

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Список литературы

1. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А. Вахрушев – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.

2. Гончарова, Е.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ / Е.В. Гончарова - Изд – во: «Центр Проблем Детства», 2002. – 104 с.

3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92 с.

4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.

5. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек) / А.И. Иванова - М.: Сфера, 2005. – 105 с.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. / С.Н. Николаева - Изд – во: Педагогическое общество России, 2005. – 156 с.

7. Скорлупова., О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 160 c.

8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 118 с.

9.Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос» / О.А. Скорлупова - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000. – 136 с.

10. Смирнова, В.В.Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду / В.В, Смирнова - Изд – во:  РГПУ им. Герцена, 2003. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нра...

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста...

ПОЛОЖЕНИЕ о внутрисадовской интеллектуальной олимпиаде по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Успешный дошкольник»

Настоящее Положение о  внутрисадовской интеллектуальной олимпиаде (далее   Положение) определяет порядок организации и проведения интеллектуальной олимпиады (далее Олимпиада) по образов...

У. Проведения организованной образовательной деятельности «Профессия отоларинголог»по познавательному развитию , для детей старшего дошкольного возраста.

В процессе проведения организованной образовательной деятельности «Профессия отоларинголог»по познавательному развитию воспитанники играли в настольно-печатные игры: «Расскажи о проф...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Веселый английский» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная запискаСоциально – экономические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. В этой...