ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Почемучки» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа)
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа (далее – программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Почемучки» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
2. Учебно-тематический план
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Мероприятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
Перспективное планирование
экспериментальной деятельности
в старшей группе.
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | |
2 неделя | |||
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | |
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | |
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | |
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | |
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
| Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». | Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса |
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | |||
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | |
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | |
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | |
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
| Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | |
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | |
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | |
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
| Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | |
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
| Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | |
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» | Дать детям представление об очистке воды. | |
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН» | Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | |
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
| Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | |
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | |
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
| Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | |
3 неделя |
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | |
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | |
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
| Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ» | Познакомить детей с природным явлением – радуга. | |
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. |
3. Список литературы
1. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А. Вахрушев – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.
2. Гончарова, Е.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ / Е.В. Гончарова - Изд – во: «Центр Проблем Детства», 2002. – 104 с.
3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92 с.
4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
5. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек) / А.И. Иванова - М.: Сфера, 2005. – 105 с.
6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. / С.Н. Николаева - Изд – во: Педагогическое общество России, 2005. – 156 с.
7. Скорлупова., О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 160 c.
8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 118 с.
9.Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос» / О.А. Скорлупова - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000. – 136 с.
10. Смирнова, В.В.Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду / В.В, Смирнова - Изд – во: РГПУ им. Герцена, 2003. – 186 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа (далее – программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Почемучки» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
2. Учебно-тематический план
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Мероприятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
Перспективное планирование
экспериментальной деятельности
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | |
2 неделя | |||
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | |
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | |
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | |
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | |
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
| Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». | Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса |
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | |||
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | |
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | |
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | |
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
| Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | |
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | |
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | |
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
| Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | |
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
| Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | |
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» | Дать детям представление об очистке воды. | |
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН» | Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | |
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
| Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | |
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | |
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
| Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | |
3 неделя |
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | |
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | |
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
| Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ» | Познакомить детей с природным явлением – радуга. | |
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. |
3. Список литературы
1. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А. Вахрушев – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.
2. Гончарова, Е.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ / Е.В. Гончарова - Изд – во: «Центр Проблем Детства», 2002. – 104 с.
3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92 с.
4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
5. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек) / А.И. Иванова - М.: Сфера, 2005. – 105 с.
6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. / С.Н. Николаева - Изд – во: Педагогическое общество России, 2005. – 156 с.
7. Скорлупова., О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 160 c.
8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» / О.А. Скорлупова - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000. – 118 с.
9.Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос» / О.А. Скорлупова - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000. – 136 с.
10. Смирнова, В.В.Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду / В.В, Смирнова - Изд – во: РГПУ им. Герцена, 2003. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-557552-1419936489.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста
Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-557552-1419936489.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993093-1515544376.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о внутрисадовской интеллектуальной олимпиаде по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Успешный дошкольник»
Настоящее Положение о внутрисадовской интеллектуальной олимпиаде (далее Положение) определяет порядок организации и проведения интеллектуальной олимпиады (далее Олимпиада) по образов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/24/picture-1471027-1682359926.jpg)
У. Проведения организованной образовательной деятельности «Профессия отоларинголог»по познавательному развитию , для детей старшего дошкольного возраста.
В процессе проведения организованной образовательной деятельности «Профессия отоларинголог»по познавательному развитию воспитанники играли в настольно-печатные игры: «Расскажи о проф...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-1099043-1687794179.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Веселый английский» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная запискаСоциально – экономические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. В этой...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-1030025-1606278465.jpg)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-964028-1509187782.jpg)
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...