Пасха
проект (средняя группа)
Краткосрочный проект в средней группе:
«СВЕТЛАЯ ПАСХА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_v_sredney_gruppe_svetlaya_pasha.docx | 279.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в средней группе на тему:
«СВЕТЛАЯ ПАСХА»
Краткосрочный проект (средняя группа)
Тема:Светлая Пасха
Тип проекта:познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, специалисты.
Актуальность:Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции,свое прошлое.А как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Мы обучаем наших детей практически с пеленок пользоваться всевозможными гаджетами, и вместо совместных прогулок и бесед просто даём в руки малышу планшет, телефон или сажаем перед телевизором. И так изо дня в день, из года в год. И вот ребенок уже вырос и, естественно, ему уже совсем неинтересны совместные с родителями праздники и вообще что-либо совместное. Его вообще уже ничего не интересует, кроме виртуальных игр и виртуального общения. Это страшно, но всё еще можно исправить. Мы можем учить своих детей чему угодно, но они впитают в себя наш пример, наше поведение и культуру. И пока мы, родители (мамы и папы, бабушки и дедушки) уважаем, чтим и соблюдаем наши обычаи и традиции, историю своей Родины, наши дети будут следовать за нами и с нами.
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Проблема:Что мы знаем о православном празднике Пасха?
Цель:
- Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
- Выяснить значение слова «Пасха»
- Как праздновать Пасху
- Узнать, какие существуют пасхальные традиции и обычаи
Задачи:
- Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
- Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
- Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
- Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
- Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
- Привлечь родителей к совместной деятельности
- Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традицияхпразднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта:
- словесный
- метод обследования, наглядности
- проблемно-мотивационный
- практический
- сотворчество
Ожидаемые результаты:
- Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
- Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта
- Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей
- Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
- Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», физкультурный досуг «Курочка- Ряба».
Этапы реализации:
- Этап аналитический (предварительная работа): выявление первоначальных знаний детей черезбеседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование. Подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме), фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе, подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание в виде консультации). Формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
- Этапорганизационный:Создание научно-познавательной и развивающей среды в группе черезчтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала. Беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений).Подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
- Этап практический: проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы. Изготовление аппликации (Верба), Лепка(Украшение пасхального яичка), рисование (Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов. Игра-драматизация «Курочка – Ряба». Привлечение специалиста по физической культуреи музыке (физкультурный досуг).
- Работа с родителями: анкетирование, консультации, оформление папки передвижки для родителей, привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
- Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.
- Этап заключительный: подведение итогов и результатов работы над проектом, организация выставки творческих работ детей совместно с родителями. Самоанализ. Презентация проекта.
Содержание проекта:
- Образовательная область: «Физическое развитие»
- Утренняя гимнастика.
- Спортивный досуг «Курочка - Ряба» с участием специалиста по физической культуре
- Пасхальная физкультминутка
- Пасхальная игра «Красная горка»
- Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»
- Подвижная игра «За двумя зайцами»
- Пасхальная игра «Катание яиц»
- Пасхальная игра «Чоканье яйцами»
- Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»
- Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»
- Подвижная игра «Найди яйцо»
Цели: Развивать интерес детей к спортивно-массовым мероприятиям, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности. Формировать морально-волевые качества (целеустремленность, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов). Создать детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, формировать праздничную культуру, знакомит с традициями праздника.
- Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Консультация для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц»
- Анкетирование Родителей «Что вы знаете о Пасхе»
- Консультация для родителей «Способы окраски пасхальных яиц»
- Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
- Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?»
- Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.
- Пасхальные приметы
Цель: Узнать о традиции празднования Пасхи, приобщение детей и родителей к народному культурному празднованию Светлого Христова Воскресенья.
Занятие по ФЭМП на пасхальный лад (яйца) «Угадай сколько», «Найди пару по цвету», «Найди пару по рисунку», «Найди лишнее»
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел; закреплять умение решать задачи, примеры;
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Эксперимент «С яйцом ».
- Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).
- Образовательная область: «Речевое развитие»
Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
- Беседа «Почему мы красим яйца?»
- Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
- Чтение р.н.с. «Курочка - Ряба»
- Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке
- Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)
- Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
- Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»
- Стихи о Пасхе, о весне.
- Загадки
- Драматизация р.н.с. «Курочка - Ряба»
Цель: знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать познавательную активность.
Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)
Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.
Рисование «Украшаем пасхальный кулич »
Цели: Вызвать интерес к рисованию новых фантазийных образов по замыслу. Совершенствовать технику рисования гуашью. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить примеры создания фантазийных образов.
Лепка в стиле пластилинографии «Украсим яички»
Цели: Закреплять умение скатывать и скручивать пластилин, наносить его на основу, изображая рисунок. (Крапинки, картинки и др.)
Рисование мелками на асфальте: «Пасхальные яйца»
Аппликация: «Веточка Вербы»
Цели: учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки; закрепить навыки последовательности работы , приемов лепки на картоне; прививать чувство удовлетворения от результатов совместной деятельности.
Закреплять умение скатывать и скручивать пластилин, наносить его на основу, изображая рисунок. (Крапинки, картинки и др.)
Индивидуальная и групповая работа:
- Развитие мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам.
- Индивидуальная работа по развитию речи
- Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой пекарей, воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, радоваться успехам других, смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «Кулич», «Пасха», «Светлое Христово Воскресенье» (в новом значении этого слова), «предки», «традиции», «обряды»,обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
- Театр «Курочка - Ряба»
- Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи»
- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»
- Дидактическая игра «Собери сказку»
- Дидактическая игра «Собери яйцо»
Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла и ребятам по «сладкому шоколадному пасхальному яйцу, а родители испекли маленькие куличики на каждого ребенка.
Конечный результат.
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
- Выставка творческих работ детей совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
- Обобщение и распространение опыта.
- Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.
Пусть в ваших душах всегда царит любовь и милосердие. Христос Воскрес! (Воистину Воскрес!)
Использованная литература:
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
- 100 занимательных экспериментов Дж. Андруз и К.Найтон
- Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»
- 1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
- 2. Интернет ресурсы:
- http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,
- •http://www.sunhome.ru/cards/28, •http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B9%D1
- %86%D0%B0_%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5.
- 3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под редакцией Л.А. Парамоновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пасха! Пасха - праздник это!"
Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"
В этой непосредственно-образовательной деятельности дети знакомятся со славянским народным праздником Пасхой, украшают пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...
Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"
Сценарий к проведению Праздника Пасхи....
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»
Интегрированное занятие по познавательному развитию...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»
Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....
Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы
Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....