Развитие внимания у дошкольника
статья
Развитие внимание у дошкольников – очень важная задача. Внимательные дошкольники становятся внимательными школьниками! Высокий уровень свойств внимания помогает ребенку в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями, формирует у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_doshkolnikov.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у дошкольников
Развитие внимание у дошкольников – очень важная задача. Внимательные дошкольники становятся внимательными школьниками! Высокий уровень свойств внимания помогает ребенку в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями, формирует у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира.
Среди свойств внимания, на мой взгляд, наиболее значимыми являются переключение, распределение и устойчивость.
Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры ко сну, от слушания сказки к одеванию на прогулку и т.д. И все мы знаем, как подчас нелегко даются ребенку все эти изменения, с каким трудом он выполняет наши нередко неоднократные просьбы идти одеваться или садиться кушать. Ребенку младшего дошкольного возраста трудно переключать свое внимание быстро, по первому указанию взрослого. Поэтому, формировать переключение внимания у детей дошкольного возраста, лучше в игровой форме: в процессе утренней зарядки, двигательных упражнений и игр. В таких упражнениях и играх ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, шагать, останавливаться. Можно провести с детьми своеобразное троеборье, где сначала надо построить несложный дом из кубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Подобные упражнения развивают у детей способность переходить от одной деятельности к другой в довольно короткий срок.
Ни для кого не секрет, что именно в дошкольном возрасте закладываются все психические процессы, в том числе и внимание. Уже с 2 лет можно приучать ребенка быть внимательным к слову. В этом возрасте малыш может слушать коротенькие сказки, потешки, стихи сопровождаемые действием «Сорока – белобока», «Ладушки», воспринимая смысл услышанного.
К 3 годам внимание ребенка еще неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10 – 15 минут. Поэтому внимание ребенка необходимо развивать, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразить его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. Например игра «Похоже – не похоже». Эта игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки. Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.
Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
К 4 – 5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания: он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2-3 предметами. Особенно явно это выступает в играх. Например игры с рисунками: найди отличия между двумя изображениями; найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково; разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера; найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.
В возрасте 5 -6 лет основное изменение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. Например: игра «Съедобное и несъедобное». Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей. Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его.
Будущим первоклассникам, особенно значимо для обучения в школе, развитие устойчивости внимания. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, «построить» сложный мост, прослушать и пересказать небольшую сказку. Если вы видите, что ребенок теряет интерес к выполняемому делу, хочет бросить его, немного измените задание, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточное количество времени. Например, перестроить гараж так, чтобы в него помещались не только маленькая, но и большая машина, и т.п. И главное деятельность, предлагаемая взрослым, должна быть посильна и интересна ребенку.
Наряду с возрастными особенностями, существуют индивидуальные, которые необходимо учитывать взрослым. Например, некоторые дети с малоподвижной нервной системой с трудом переходят от одной деятельности к другой. Таких детей надо заранее предупреждать: «Ты потихоньку заканчивай игру, и мы пойдем одеваться на прогулку». Других, шустрых и подвижных, надо постоянно настраивать на деловой лад: «Давай вместе спокойно посидим и посмотрим книжку» и т.п.
Успешное обучение ребенка в школе в первую очередь зависит от сформированности у него умения быть внимательным, умения сконцентрироваться на учебном процессе, а также в умении управлять своим вниманием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры на развитие внимания у дошкольников
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста, детей с задержкой психического развития....
Развитие внимания у дошкольников
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий...
"Развитие внимания у дошкольников"
"Развитие внимания у дошкольников" Контрольная работа...
Игры на развитие внимания у дошкольников
Данные игры рекомендованы педагогам-психологам и воспитателям....
Развитие внимания у дошкольников
Развитие внимания у дошкольниковВнимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно п...
Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"
В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....
Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений
Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений...