Консультация для родителей "Ребенок из зазеркалье"
консультация
О леворукости мв знаем много и .... почти ничего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_iz_zazerkaliya.docx | 223.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Консультация учителя-логопеда для родителей
детей подготовительной к школе группы
«Ребенок из зазеркалья»
Наблюдая за своим ребенком, вы заметили, что он попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. “Неужели мой ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?
О леворукости мы знаем много и... почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость - это индивидуальный вариант нормы.
Природа леворукости: теории и гипотезы
В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников. Известно, что в древности люди уже знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости можно найти в Библии, в Книге Судей Израилевых.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
- воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;
- различные генетические варианты.
Чаще встречается генетическое левшество. Установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.
Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. В случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики.
Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.
Определение леворукости
Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук. Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.
Тестовые задания разработаны М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1. Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Задание 2. Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
Задание 3. Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
Задание 4. Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
Задание 5. Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.
Задание 6. Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
Задание 7. Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
Задание 8. Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
Задание 9. Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.
Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.
Рекомендации родителям
В воспитании ребенка-левши необходимо придерживаться нескольких принципиальных позиций:
- не заостряйте его внимание на том, что он левша;
- приучайте ребенка пользоваться обеими руками, это можно сделать с помощью развлечений с мячом, лепки, игры на музыкальных инструментах;
- правильно обустройте рабочий уголок ребенка — свет должен падать справа; в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой, чтобы ему не мешала правая рука соседа;
- учитывайте, что левша мыслит образно, во время подготовки ребенка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия;
- во время чтения предложите ребенку воспользоваться закладкой, линейкой или просто листком бумаги: левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку;
- предупреждайте всех специалистов, работающих с ребенком, — воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе;
- следите, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка;
- помните о медлительности в обучении левшей чтению и письму — не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой;
- будьте лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Главное, что надо понимать родителям и объяснять ребенку: левша — это не патология!
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!
Материал подготовила: учитель-логопед Жижина О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"
Консультация для родителей знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....
Консультация "Ребёнок из Зазеркалья"
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?...
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"
Консультация...
Консультация для родителей: «Ребёнок из Зазеркалья»
Консультация для родителей: «Ребёнок из Зазеркалья»...
Консультация для родителей Ребенок из Зазеркалья
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!...
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"...
РЕБЕНОК ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ! Консультация для родителей леворуких детей
что такое леворукость? Как распознать, что ребенок – левша? Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который з...