проект "Снегири"
материал (средняя группа)

Людмила Харжевская

 Познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: «Снегири»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад 15 «Радуга»  г.Алейска

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Снегири»

Составила: воспитатель

Харжевская Л.Ю.

Кулыгина А.А.

2023 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Снегири»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Организатор

Воспитатели средней группы

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатели, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

Один месяц

Актуальность разработки проекта

       Снегирь – оседлая птица, кочует на зиму только из северных регионов своего обитания. Возможно, снегирь получил своё название потому, что именно с первым снегом птица прилетает с таёжного Севера. Снегири не боятся людей, поэтому их можно часто встретить в садах и парках. Кроме того, вырубка лесов и уничтожение природного ареала их обитания, способствует переселению снегирей ближе к человеку.

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к зимующим птицам.

Задачи проекта

  • Познакомить детей со снегирем, формировать представление о жизни снегирей зимой в нашей местности;
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного;
  • Дать представление детям о значимости рябины для снегирей;
  • Закрепить знания о зимующих птицах;
  • Формировать представления о природных изменениях в зимнее время в нашей местности;
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей доброе, бережное  отношение и любовь к птицам.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Ой, какие снегири, цвета утренней зари».
  • Заучивание коротких стихов про снегирей.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про снегирей.

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.
  • Изготовление кормушки.
  • Изготовление макета «снегири на рябине»

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Ой, какие снегири, цвета утренней зари».
  • Изготовление кормушки и макета «Снегири».

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Кормление птиц по дороге домой из детского сада

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о зиме, её признаках и явлениях. Познакомить детей со снегирем. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде снегиря, его повадках, пище и место обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы», рассказать детям об особенностях жизни зимующих птиц в холодное время года.

Закрепить умение описывать снегиря, согласно схеме. Закрепить правила поведения в холодное время года. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы», «Зима».
  •  Беседы: «Зимующие птицы», «Чем питаются зимующие птицы?», «Откуда к нам прилетают снегири?», «Семья снегирей», «Рябина для снегирей», «Снегирь – кочующая птица», «Почему снегирь к нам прилетает зимой?», «Интересные факты о снегире».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за зимующими птицами, рябиной на участке детского сада. Развешивание кормушек и ежедневное подкармливание птиц.
  •  Загадывание загадок о зимующих птицах.
  • Экспериментирование 

«Перья», «Свойства снега». 

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Сдуй перышко», «Прилетели птицы», «В зимней столовой», «Кто как голос подает», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Закончи предложения», «Где какая птица находится?», «Кого не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Кто улетел?», «Зимующие и перелетные птицы», «Что склевали птицы?», «Кто лишний?».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «В парке», «Мастерская», «Айболит».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит снегирь?», «На что походит снегирь?», «Как у снегиря стала грудка алой?». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Кормушка», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Определи птицу по описанию», «Наоборот», «Закончи предложения», «Про кого можно сказать», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о снегире и синице, о снегире и свиристеле.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про зимующих птиц.

  • Чтение и заучивание стихотворений о барсуке: «Января красногрудые птицы», «Прилетели снегири», «Как эти птички давно хороши», «Много есть зимой», «Попросили снегири», «Загорелось небо ало», «Морозец легкий, всюду иней», «Снег метет и кружит», «На сосне заснеженной», «Тихо, тихо, сидят снегири на снегу», «Побелело за окошком» А.Барто, «Гляньте, легкой стайкой» И.Батый, «На кустах, Андрей, смотри» И.Зигзаг, «Снегри в мороз и вьюгу» С. Ледкова, «Осеннее времечко настало» Н.Львов, «Солнечный погожий выдался денек» Т.Гусарова, «На Арбате, в магазине» А.Барто, «Что за чудо» Н.Заболоцкий, «Сидят на ветках снегири», «Снегири рябину ели», «На снегу, сидит, блистая», «Алой кисточкой заря», «Снегири, снегири», «Ой, какие снегири», «В гости, в первый день недели», «Тридцать градусов мороза», «Глянь-ка, мама, посмотри».

  • Чтение произведений:  

Сказка «Зайчонок и снегирь», «Сказка про снегиря», «Снегирь», сказка Ирис Ревю «Снегирь и рябина», Т. Домаренок «Снегирь принес снег?».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать снегиря. Подбирать цвет головы, грудки, крыльев и хвоста. Продолжать знакомить с частями тела птицы, с особенностями внешнего вида снегиря (голова круглая, клюв толстый и короткий, туловище овальное, крылья заостренные, хвост короткий широкий). Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать птицу из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемой птице; развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Зайчонок и снегирь», «Снегирь».
  • Рисование: «Как розовые яблоки на ветках снегири».
  • Аппликация: «Снегирь на ветке».
  • Лепка: «Снегирь».
  • Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка»; познавательного видео про снегирей.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Снегири», «Перелет птиц», «Птицы в гнездышках», «Птицы и кот».

  • Физкультминутки:

«Снегири», «Птички», «Птицы», «Маленькие птицы», «Мы кормушки смастерили», «Скачет шустрая синица».

  • Пальчиковые игры: «Снегири», «Сел на ветку снегирек», «Зимовать у нас остались», «Птички», «Ну- ка, посчитай-ка», «Мы кормушки смастерили», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Ой, какие снегири, цвета утренней зари»;

- разучивание стихотворений о снегирях.

Дети знают и называют:

- снегиря, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки снегиря от других зимующих птиц;

- как добывает себе пищу зимой;

- зимние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Ой, какие снегири, цвета утренней зари»;

-  Тематическое занятие «Красногрудый, чернокрылый, прилетел снегирь с Сибири».



Предварительный просмотр:

Инсценировка отрывка из сказки «Буратино» в средней группе.

«У лесного озера»

Программные задачи: продолжать знакомить детей со сказками, воспитывать интерес к литературным произведениям посредством их обыгрывания и театрализации, активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.

Цель: создание радостного настроения у детей. Задачи: продолжать учить передавать повадки и характер героев движениями, жестами, мимикой, голосом. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативное поведение детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дуремар:

Когда после долгой 

Холодной зимы 

И поле проснется, и лес,

Под теплым и ласковым 

Солнцем весны 

Случается много чудес.

Выходят рыбаки с удочками

Танец рыбаков

1-й рыбак.

Нет сегодня клева, ну, просто ни-ка-ко-го!!!

(Собираются уходить).

Ведущий.

Постойте, не уходите, взгляните:

Как красив весенний лес,

Полон сказок и чудес!

Трели птиц, шепот листвы.

Тайну узнать хотите вы?

Рыбаки.

Да, хотим!

Рыбаки отходят в сторонку

Звучит песня "Буратино", слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова.Появляется Буратино.

Буратино (приветствует всех):

Здравствуйте! Надеюсь, вы, друзья, меня узнали?

Дети:

Да!

Буратино!

Буратино:

Раз, два, три, четыре, пять.

Сам умею я считать.

Деньги крепко я держу,

Никому не покажу.    

Карабас мне деньги дал,

Чтоб я папе их отдал.

И все же не случайно

Я оказался здесь!

Мне кажется, что тайна

У Карабаса есть!

Буратино:

Да, веселая у вас тут компания собралась.

 Рыбаки по болоту ходят с удочками.

Вижу, в желтых босоножках 

Идут утята по дорожке.

Танец маленьких утят

Утенок-мальчик.

Кря-кря. Горе не беда.

Утенок-девочка.

В желтых платьицах пушистых 

Мы ныряем быстро-быстро.

Утенок-мальчик.

Кря-кря. Горе не беда.

Утенок-девочка.

Вдруг навстречу кот усатый,

И сердитый, и лохматый.

Утенок-мальчик.

Кря-кря. Горе не беда.

Утенок-девочка.

Боится утенок нырнуть в глубину.

Не хватит силенок, и я — утону.

 

 Утята встают в стороне.

Песня и танец Лягушек «Ква-ква»

Лягушки: (увидели Буратино, рассматриваю его)

1-я: Ква-ква-ква, какой смешной.

2-я: Ква-ква-ква, он кто такой?

3-я: Что за чудо тут сидит,

На меня оно глядит.

4-я: Нос-то как у аиста,

И грустит, печалится.

Буратино: (печально) Я бедный и несчастный Буратино,

                  И всюду тина, тина, тина.

                  И голоден с утра,

                  И мне домой давно пора.

                  Обманули меня в Стране я Дураков

                  И нажил себя я там много врагов…..

Лягушки: Возможно Буратино

                  Поможет мудрая Тортила.

Появляется Тортила.

Песня «Романс черепахи Тортилы»

 Лягушки: Мудрая Тортила,

                 Помоги ты Буратино.

Тортила: Как помочь? Не знаю право…..

                Но постой-ка, мальчик мой,

                У меня в кармане где-то,

                Был тут ключик золотой. (достаёт ключик)

                Этот ключик золотой

                Он от двери потайной.

                Что за дверь и где она,

                Не могу припомнить я.

                А теперь, мой дорогой,

                Ты беги быстрей домой. (отдаёт Буратино ключик)

 

Буратино: Вот он, ключик золотой,

С детства связан он с мечтой.

Открывает ключик дверцу

В добрый путь,

От сердца к сердцу!

Спасибо, милые друзья,

 Вас не забуду никогда. (убегает)