План по самообразованию .
учебно-методический материал (старшая группа)

Анисимова Наталья Ивановна

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kubik_bluma_22-23.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Заведующий МАДОУ

Детский сад «Берёзка» г. Белоярский»

_____________________А.В. Дмитриева

«___» _______________________2022год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Анисимова Наталья Ивановна

Воспитатель

Общий стаж

Педагогич. стаж

Пед.стаж в данном МАДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

первая

2022– 2023 учебный год

Старшая  группа

Тема:«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности и креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.»

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,

 без активной поддержки и специальных методов обучения

 они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые,

стали знаменитыми».

Бенджамин Блум

Актуальность:Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Цель: способствовать целенаправленному формированию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, умению работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

2. Создать эффективную систему работы по применению технологии критического мышления.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4.Учить детейвыражать свои мысли  ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; способствовать развитию словарного запаса и связной речи;

5.Учить выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.

6.Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений

7.Воспитать в детях желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

- повышение своего теоретического познания по данной теме;

-пополнение новыми шаблонами Кубиков Блума;

-пополнение уголка «Речевое развитие».

Для детей:

Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления,  повысится уровень готовности к обучению в школе.

Для родителей:

-систематизирование знаний о развитии критического мышления;

-расширение знаний о педагогическом приёме «кубики Блума».

Методы:

1.игровой метод: дидактические игры;

2.наглядный метод: рассматривание дидактических пособий, предметов;

   3.практический: показ способов действия с предметами.

Формы организации деятельности:

1.групповая,

2.подгрупповая,

3.индивидуальная.

Этапы работы над темой.

Этап работы

Сроки

Первый этап 

Организационно  – теоретический:

– изучение методической литературы по теме,

-разработка  перспективного плана работы на год.

сентябрь2022г.

В течении 2022-2023г.

Второй этап 

Накопительно  – практический:

–разработка и создание кубиков Блума по темам.

- подбор информации для родителей

-выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Октябрь 2022 – май 2023г.

Третий этап 

Заключительный :

–распространения опыта

- отчёт о проделанной работе

- презентации полученных результатов

май 2023г

Перспективный план работы педагога по теме

(работа с программами, дидактическими материалами, проведение открытых мероприятий и т.д.)

Содержание работы

Предполагаемые результаты в работе по реализации темы по самообразованию

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Самореализация педагога

Ознакомление, изучение методической литературы

сентябрь

2022г.

2

Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течении года

Сентябрь 2022-май 2023г.

Участие в конкурсах разного уровня

В течении года

3

Накопление учебно- методического материала для использования в предстоящей работе с детьми

Разработка картотеки, игр, пособий

В течении года

Сентябрь 2022-май 2023г.

4

Обогащение предметно-развивающей среды.

В течении года

Сентябрь 2022-май 2023г.

5

Работа с родителями  

Консультация для родителей

Оформлениеинформационных

материалов дляродителей о

педагогическихразвивающихтехнологиях.

-Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»

-Консультация для родителей «Кубик Блума - технология
развития критического мышления»

В течении года

6

Оценивание результативности/эффективности работы

Мониториг детей

Сентябрь2022 -

Май 2023г

7

Обобщение опыта работы

Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май 2023г

8

Организация сетевого взаимодействия. 

Практические материалы, сценарии, фото материал, размещение в сети интернет, в родительской группе вайбер.

В течении года

Работа с детьми

9

Все увидим, все узнаем.

- Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил

- изготовление кубиков по разным образовательным темам

- Дидактические игры на развитие логического мышления :«Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Прерванный рассказ», «Чем похожи и чем отличаются»

- Применение в НОД кубика Блума по темам :««Осень», «Родной край»,

«Москва-столица нашей Родины», «Перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме»"

-Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

-Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Дикие животные», «Животные Севера», «Зимующие птицы», «Красная книга», «Пожарная безопасность», «Дорожные знаки», «Геометрические фигуры»

-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн»,

В течении года

Отчет по самообразованию за 2022-2023г воспитателя старшей группы «Рябинка»

Тема :«Кубик Блума», как метод развития познавательной активности и креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.»

       Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время детям нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего они овладевают способами познания окружающего мира.

 Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Однако многие дети  демонстрируют слабый темп речевого развития, потому что родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Используя в своей работе с детьми   инновационные  технологии (Образовательный модуль «Дары Фребеля», элементы ТРИЗ -технологии) решила подробно изучить технологию развития креативного мышления через использования приема «Кубик Блума» ,который разработал ученый и психолог Бенджамин Блум.

     Изучила литературу по теме ,разработала и подготовила необходимый материал . Дети с большим интересом познакомились с новым видом деятельности ,который не только им помогает закрепить свои знания ,но и в носит в занятия элемент игры, соревнования.   Применения технологии  развития критического мышления (ТРКМ), т.е. мышление без правил, которое основывается на собственном опыте и помогает вырабатыванию у детей способности мыслить, рассуждать, делать выводы и использовать прежний опыт для получения новых знаний. Этот прием можно также использовать взаимосвязи с другими технологиями : «Дары Фрёбеля» и ТРИЗ-технология (синквейн)

Например :путешествуя по сказкам ,мы с детьми беседовали о прочитанном с помощью «Кубика Блума» отвечали на вопросы, а с помощью «Даров Фрёбеля» выкладывали сюжет сказки. На основе приема Кубик Блума  можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Есть  дети , которые затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить красочный ,яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное  самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. Причем, выполняют не только простые задания типа «Назови» и «Объясни», но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. Педагог может  создать ситуацию успеха каждому ребенку, корректируя вопросы по сложности. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора. Опыт показывает, что наиболее эффективен этот прием на обобщающих занятиях, когда дети уже свободно владеют информацией по теме.

Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала. Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, но и позволяет систематизировать полученные знания.

Приложение 1

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Практическое применение кубика в работе с детьми дошкольного возраста.

Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Например: «Путешествие по русским народным сказкам».

Назови. Назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать и смотреть.

Почему. Почему надо читать сказки, чему они учат?

Объясни. Объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Предложи. Предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Придумай. Придумай свою сказку. 

Поделись. Поделись эмоциями и впечатлениями.

Одной из техник технологии критического мышления, которую мы применяем на занятиях, является "Кубик Блума". Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить.

Приложение 2

Подробное описание вопросов на гранях кубика и их значение.

Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани:

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
  • Почему. Этот блок вопросов позволяет устанавливать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
  • Предложи. Ребенок должен рассказать, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
  • Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
  • Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.

Технику «Кубик Блума» наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

 Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания.

Из опыты педагогической деятельности:

 В работе с детьми можно часто заметить такую  особенность: есть дети , которые затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное- самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. Причем, выполняют не только простые задания типа «Назови» и «Объясни», но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора. Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме.

Для детей дошкольного  возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать познавательную, креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так:

  • «Опиши» (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  •  «Сравни» (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • «Предложи ассоциацию» (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • «Проанализируй» (как сделан предмет, из чего состоит);
  • «Используй» (дети показывают, как можно применить предмет);
  • «Дай оценку» (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.

Использование «Кубика Блума» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня познавательного развития детей, что подтверждает эффективность использованияорганизацииработыпо развитию критического мышления детей 5-6 лет с использованием приема «Кубик Блума».

Мы достигли ожидаемых результатов.  У детей отмечается:

  1. повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков;
  2. повышение уровня развития познавательных процессов;
  3. совершенствование речевого развития;
  4. развитие личностных характеристик воспитанников.

У родителей:

  1. увеличилась доля участие родителей в образовательном процессе;
  2. повысился процент удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и метод ОТСМ-ТРИЗ технологии освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.

Приложение 3

Шаблоны  для распечатки

Список используемой литературы :

 

1.Аствацатуров Г.О. Кубик Блума как приём педагогической

техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

2 Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод.

пособие. Ростов н/Д., 2008

3.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления.

Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист»-2010. №5. –с.47

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая

ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008

№2- с.29-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...