Консультация для воспитателей на тему: "Патриотизм в душе моей..."
консультация
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 81»
Консультация для воспитателей
На тему : «Патриотизм в душе моей…»
Подготовила воспитатель: Шардакова З.С.
Энгельс-2023
Консультация для воспитателей
На тему : «Патриотизм в душе моей…»
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. За край родной не страшно в бой. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Данная тема безусловно актуальна в настоящее время .Родине всегда нужны патриоты. Чувство патриотизма прививается с самого рождения. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Задачи нравственно – патриотического воспитания:
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов образовательного процесса:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).
Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:
- Охрана и укрепление здоровья ребенка;
- Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
- Развитие любознательности;
- Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
- Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
- Формирование коммуникативных способностей.
- Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Как достичь положительного результата направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей
-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие;
-экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции ( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)
методическое обеспечение :
- наличие картотеки на имеющийся материал
- целесообразность месторасположения материала
- соответствие содержания возрасту детей
- доступность свободн ого пользования
- эстетичность в оформлении
наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно - печатные игры
-атрибуты к сюжетно – ролевым играм
-иллюстративный материал
- рукописные игры
- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки ;
- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;
- тематические презентации;
- дидактические игры и упражнения, подвижные игры;
- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;
- создание тематических папок и их оформление;
- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;
- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;
- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;
- викторины;
- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;
- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;
- патриотические акции;
- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);
- посещение музеев, библиотек;
- целевые прогулки;
- народные праздники;
- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;
- смотры – конкурсы;
- запись детских рассказов;
- интервьюирование;
- изготовление плакатов;
- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;
- создание мини – музеев;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.
- семейные вечера;
- музыкально – литературные композиции;
- тематические выставки;
- рукописные журналы;
- выставки рисунков, плакатов;
- проведение творческих мастерских;
- создание «Семейных клубов»;
- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;
- фотовыставки;
- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);
- патриотические акции;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему «Патриотизм»
laquo;Хочешь изменить мир – начни с себя»....
Сценарий конкурса чтецов «Храм души моей »
Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели православной культуры....
Эссе воспитателя на тему: "Патриотизм, не пустые слова!"
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в современной педагогической системе происходит «перекос» в сторону интеллектуального развития детей, а не духовно-нравственн...
Тема: В мире прекрасного. «Санкт – Петербург в душе моей» (город музеев, театров и талантов).
Ведение: в статье речь пойдёт о любви к красоте, к стремлению к познанию истории прекраснейшего города Санкт – Петербурга, через поиски путей восприятия подрастающего поколения, нашего бу...
Конспект ООД "Абхазия- страна души моей"
Конспект ООД "Абхазия- страна души моей" старшая группа...
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Мой Курск-души моей частица»
Задачи:- Продолжать знакомить детей с улицами города, и достопримечательностями города.- Пополнять активный словарный запас детей:- Расширять и закреплять знания детей о родном городе.- Формировать па...
Консультация для педагогов на тему: "Патриотизм. Актуальность проблемы патриотического воспитания"
ТЕМА: «Патриотизм. Актуальность проблемы патриотического воспитания». АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сег...