СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья

В статье рассказывается о сенсорном воспитание детей раннего возраста  с помощью дидактических материалов и игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorzheva_ea.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Воржева Елена Александровна

воспитатель

 МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Капелька»

село Красное

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Ранний возраст - это возраст освоения сенсорных эталонов, знакомства с окружающим миром через различные формы действий с предметами. Ребенок в этом возрасте проводит различные исследования - щупает, трогает, гладит, катает, стучит. Данный возраст является сензитивным для освоения, познания окружающего мира, но только через взаимодействие. Именно в раннем возрасте формирование сенсорных эталонов имеет большое значение. Данный период характеризуется интенсивным развитием процессов восприятия. Потому что в сенсорном, чувственном восприятии окружающих предметов и явлений и заключается источник познания окружающего мира. Ведь сенсорное развитие создает предпосылки для формирования психических функций. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям [1, С. 26].

В раннем возрасте значение сенсорного развития и воспитания очень велико. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [5, С. 136].

«Золотым возрастом сенсорного развития» считают ранний дошкольный возраст (первые три года жизни). Это период становления и совершенствования всех органов чувств и накопления с их помощью знаний и представлений об окружающем ребенка мире. Происходит изучение и усвоение сенсорных эталонов – обобщенного сенсорного знания и опыта, накопленного за всю историю развития человеческой культуры. Сенсорное развитие детей раннего возраста, освоение ими сенсорных эталонов происходит в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в этот период. Однако исследования показали, что если предоставить ребенку возможность только лишь самостоятельного изучения окружающих его предметов и явлений, то полученные знания будут поверхностными и не полными. Для формирования у ребенка более точных, целостных представлений необходимо своевременное, целенаправленное, качественное сенсорное воспитание.

Эффективным средством развития сенсорики являются игровые технологии и дидактические материалы

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; проведению итогов, результатов игровой деятельности

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.
        В работе по сенсорному развитию для детей раннего возраста, использовались следующие виды дидактических игр:

1. Игры на различение основных цветов:

«Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом), «Разноцветные трубочки», «Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус», «Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

2. Игры на различение величины предметов:

«Цыплята на лужайке», «Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы», «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

3. Игры на закрепление знаний о форме:

«Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы», «Какой это формы», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

4. Игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:

«Ёлочки и грибочки», «Пирамидки», «Собери матрёшку».

5. Игры и упражнения на слуховое восприятие:

Упражнения: «Как гром гремит?», «Как дождь стучит?», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д.

Игры: «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал?».

6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.

С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира помогают  игры – исследования, которые мы активно применяем с раннего возраста. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.

Палочки Кюизенера

Занятия с палочками облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Блоки Дьенеша

На первом этапе перед ребенком выкладывался набор и давалось ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Начиналось ознакомление с одним свойством блоков: толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.

Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.

Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.

Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы: формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия. (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах отдельных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Применение игровых технологий помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и организовать ее необходимо так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

Список литературы:

1. Айрес, Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес. - Москва, 2009. - 272 с. - URL: https://bookree.org/reader?file=1347744 (дата обращения 10.12.2019). - Текст: электронный.

2. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова  //Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.    

3. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32. 5

4.  Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18-22.  

5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с. - URL: https://sheba.spb.ru/za/vospit-sensor-1988.htm (дата обращения: 12.12.2019). - Текст: электронный.

6. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И.Ю. Глебова. - Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (дата обращения: 06.10.2020).

7. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1- 3года). М.: Мозаика-Синтез, 2013. 72 с. 31. https://ru.wikipedia.org/wiki / Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...