Любой фокус может привести к исследовательской деятельности.
статья (подготовительная группа)

Павлючкова Татьяна Владимировна

Любой фокус может привести к исследовательской деятельности.

 

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

 Ральф У. Эмерсон

 

Наш детский сад стал инновационной площадкой по внедрению исследовательской деятельности в ДОУ и мы только начали внедрять исследовательскую деятельность как самостоятельный путь изучения ребенком объектов, явлений и находить свои правильные ответы на вопросы: «А что это? Для чего это? А почему тает, а почему нельзя есть? Что значит несъедобный? И действовать педагогу не по заранее простроенному плану и с  вопросами наводящими на желаемый ответ детей, мы ищем пути решения. Поделюсь своим опытом и видением внедрения исследовательской деятельности в ДОУ.

Первым делом для меня встал вопрос: а что является исследовательской деятельностью?

Мною были прочитаны статьи в интернете, просмотрены видео материалы на эту тему, нашла определения, что же  такое исследовательская деятельность, приведу несколько из них:

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность дошкольников в ДОО – это деятельность, которая связана с решением разнообразных творческих и исследовательских задач (проблем, вопросов), предполагающих прохождение нескольких последовательных этапов, в ходе которых ребенок учится самостоятельно находить и применять нужную ему информацию, анализировать и обобщать ее, а также учится взаимодействовать и плодотворно работать в коллективе.

Все эти определения, на мой взгляд, объединяет одно – это открытие, интерес и применение на практике полученных знаний во время процесса исследования того или иного объекта.

Для меня главное слово интерес. А как этот интерес вызвать у ребенка, чем завлечь его в этот удивительный мир исследований?

Решила понаблюдать за детьми. Организовав занятия по исследовательской деятельности «Что есть в стакане с водой, а мы не видим?» - это о свойствах веществ растворяться в воде. Интерес, конечно, был, но это не то, чего я ожидала, дети просто выполняли работу, потому что нужно, а не интересно.

Потом стала прислушиваться, о чем они разговариваю между собой, что их так манит, привлекает, по какой причине уединяются друзья и почему к ним спешат другие ребята.

И решила идти от их увлечений, интересов, новостей, которыми они делятся со сверстниками, чаще обращать на скрытый смысл вопроса «Почему? Зачем»?» и идти от него.

Вот что вышло:

Первый случай: мы сделали смайликов из пластилина и как у нас принято кладем свои работы на подоконник, посмотреть обсудить и т.д. обычный режимный момент. И вот тут-то произошло, то самое чего я ожидала. Ребята заметили, что пластилин изменил свое свойство – стал тягучим (был ясный и солнечный день). Тут девочка говорит: «Ой, а это также когда мы с мамой красим шоколадом печенье». Тут посыпались вопросы: «Как и почему? Разве шоколадом можно красить? А как красить?»

После этого я переговорила с ее мамой и вместе с ней организовали мастер-класс «Шоколадные пальчики», на котором дети размышляли: что такое шоколад, откуда он берется, что можно с ним сделать, о его полезности.

Затем мама озвучила вопрос: «А как сделать шоколад жидким?»  Дети стали выдвигали свои предположения: также поставить на солнце и он растает как пластилин или положить на батарею (у нас недавно пластилин растопился, упав на нее). Здесь снова встал вопрос: А безопасно это для здоровья? А сколько времени пройдет, чтоб шоколад растаял? Дети начали размышлять и делать выводы, применяя свои знания, которые получили ранее на занятиях по ЗОЖ и из домашних наблюдений. И пришли к выводу: «Нужна плита или микроволновка!».

Работа закипела, дети стали плавить шоколад, смешивать его между собой, красить и делать «Шоколадные пальчики» из сухариков.

В ходе мастер-класса дети поняли что:

  • шоколад при нагреве меняет свое свойство и вкус;
  • что им можно украшать разные пищевые продукты (печенье, торты, фрукты и даже делать небольшие съедобные рисунки);
  • шоколад полезен, он улучшает настроение и если ты устал и хочешь спать, он взбодрит, но только в маленьких дозах (один, два квадратика) иначе принесет вред здоровью, например зубам.

 

Некоторые  занятия проводились как основная деятельность и спонтанная исходя из увлечений детей.

Второй случай. Приведенный далее пример можно разбить на несколько этапов:

Проводилась предварительная работа (это как задел того что у нас в итоге получилось): занятие «Бумаге вторую жизнь!» (изготовление бумаги из макулатуры).

Начали отталкиваться от их увлечений, Зачем мы собираем макулатуру? Что значит «Бумаге вторую жизнь?». Поэтому и провели занятие по изготовлению бумаги, но если бы я проводила это занятия до того как наш садик стал инновационной площадкой, я бы сама продемонстрировала каждый этап работы. Но опираясь на рекомендации Трифоновой Е.В., стала задавать поисковые вопросы, например: «Что нужно сделать, чтоб бумага приобрела другую форму, например, крупинки? Что может превратить крупное в мелкое? А чтобы сухое стало жидким, липким, что для этого понадобится? Что поможет мятое сделать гладким или изогнутое прямым?» и таким образом мы прошли все этапы изготовления: измельчение, замачивание, сушка, глажка и применение «новой бумаги» - открытка для мамы. По завершению был задан вопрос на перспективу в исследовании свойств бумаги.

Перспектива развития: А какой опыт или эксперимент сможете придумать вы вместе с родителями?                    

Начало работы:      Через день девочка в ванной комнате показала друзьям, как проявляется картинка, нарисованная на туалетной бумаге фломастером, подставляя под струю воды кусок свернутой туалетной бумаги. Рассказывая, как она с родителями играла в игру «Угадай что там?»

Увидев данную деятельность, я предложила:

-  Давай покажем всем ребятам твое занятие, что тебе для этого нужно?

Девочка: Тазик, вода, туалетная бумага и фломастеры.

Я: Как назовем твой опыт?

Девочка: Иллюзия.

Реализация действий (наблюдение, экспериментирование): Организовали рабочее место.

Девочка начала демонстрировать свой опыт с бумагой.

Ребятам понравилось, и они начали повторять ее действия.

Воспитанники в дальнейшем начали исследовать на прозрачность при намокании, более плотную бумагу (для ксерокса, альбомную, картон).

Рекомендации чего можно избежать во время проведения занятий: Во время работы не надо детям подсказывать, каким цветом фломастера рисовать, какой толщины нужно наносить рисунок на туалетную бумагу, чтоб его хорошо было видно, они сами должны к этому прийти.

Выдвижение гипотезы: Когда они спросили меня: «А если взять картон будет видно?»

Так у нас родилась гипотеза «А если другую бумагу взять что будет?»  и мы продолжили опыт.

Рекомендации что можно было исследовать  во время проведения занятий: Так же можно в этом момент узнать о разных видах бумаг и их свойствах, а не только воздействие воды на бумагу, просто обратить внимание:

  • - на тактильные ощущения (гладкости, шероховатости);
  • - на плотность и прочность (рвется - не рвется; скручивается – не скручивается, сгибается – не сгибается);
  • - на вес (легче – тяжелее);
  • - легко или трудно они разрезают или разрывают бумагу разной плотности.

И многое другое.

Фиксация результатов: Фотографирование, монтаж видеоролика.

Рекомендации: можно завести блокнот для фиксации экспериментов, опытов, наблюдений и т.п.

Рефлексия: После занятий мы с детьми обсудили, что получилось, что не получилось и почему.

Выводы: Дети сами, без помощи воспитателя, сделали свои выводы:

  • Вода дает видеть через бумагу, когда намокнет.
  • Туалетная бумага быстро показывает рисунок, она тает и становится прозрачной, а фломастер растекается и не тает, он остается.
  • Другая бумага плохо делается прозрачной, потому что толстая, ее долго надо замачивать. А картон вообще не становится прозрачным.

Актуализация знаний.  Через неделю мы посмотрели наш видеоролик. После просмотра детям задала вопрос.

Как вы думаете, что может еще сделать бумагу прозрачной, чтоб мы смогли видеть через нее рисунки? Данный вопрос вызвал затруднение, и я дала детям задание на дом.

Поразмышляйте вместе с родителями на эту тему и завтра ответите.

Ответы детей: После беседы с родителями дети сообщили, что может помочь сделать бумагу прозрачной: окно, солнечный свет, светящийся фонарик, белая лампа, мощная лампа.     

Перспектива развития:     Девочка продемонстрировала, как можно срисовывать картинку, прислонив рисунок к окну, а сверху накрыть чистым листом бумаги.

Во время обсуждения темы вопроса «Для чего нам копировать, срисовывать или размножать картинки?»

Дети дали интересные ответы:

  • это пригодится в школе на уроке рисования, чтоб перевести картинку и разрисовать ее;
  • чтоб дети не ссорились, когда осталась одна раскраска. Ты себе откопируешь, и у тебя тоже будет такая же раскраска.
  • дети вспомнили, что у нас есть стол для рисования песком и попросили его достать, так как он светится и в нём есть белая лампа.

И теперь у нас своя «Копировальная установка».   

 

По проведению данных занятий и мастер-классов от детей пришли к выводу: что даже самый простой фокус можно превратить в интереснейшее путешествие в мир исследований, а пройдя путь привнести в свой мир детства интересный продукт своей деятельности, который понравился не только исследователю, но и окружающим его людям.

Таким образом, дети приобретают опыт взаимодействия не только со сверстниками, но и с взрослыми, а это немаловажный аспект развития ребенка в социуме и в приобретении практического навыка пользоваться своими знаниями и умениями, полученными ранее при исследовании какого-либо объекта или при наблюдении за окружающим миром живой и неживой природой, а также поведением людей.

Главное чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, нам необходимо их поддержать и прислушиваясь к их вопросам, включаться в их деятельность, проявляя искрений интерес и любознательность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любой фокус может привести к исследовательской деятельности.

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

 Ральф У. Эмерсон

Наш детский сад стал инновационной площадкой по внедрению исследовательской деятельности в ДОУ и мы только начали внедрять исследовательскую деятельность как самостоятельный путь изучения ребенком объектов, явлений и находить свои правильные ответы на вопросы: «А что это? Для чего это? А почему тает, а почему нельзя есть? Что значит несъедобный? И действовать педагогу не по заранее простроенному плану и с  вопросами наводящими на желаемый ответ детей, мы ищем пути решения. Поделюсь своим опытом и видением внедрения исследовательской деятельности в ДОУ.

Первым делом для меня встал вопрос: а что является исследовательской деятельностью?

Мною были прочитаны статьи в интернете, просмотрены видео материалы на эту тему, нашла определения, что же  такое исследовательская деятельность, приведу несколько из них:

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность дошкольников в ДОО – это деятельность, которая связана с решением разнообразных творческих и исследовательских задач (проблем, вопросов), предполагающих прохождение нескольких последовательных этапов, в ходе которых ребенок учится самостоятельно находить и применять нужную ему информацию, анализировать и обобщать ее, а также учится взаимодействовать и плодотворно работать в коллективе.

Все эти определения, на мой взгляд, объединяет одно – это открытие, интерес и применение на практике полученных знаний во время процесса исследования того или иного объекта.

Для меня главное слово интерес. А как этот интерес вызвать у ребенка, чем завлечь его в этот удивительный мир исследований?

Решила понаблюдать за детьми. Организовав занятия по исследовательской деятельности «Что есть в стакане с водой, а мы не видим?» - это о свойствах веществ растворяться в воде. Интерес, конечно, был, но это не то, чего я ожидала, дети просто выполняли работу, потому что нужно, а не интересно.

Потом стала прислушиваться, о чем они разговариваю между собой, что их так манит, привлекает, по какой причине уединяются друзья и почему к ним спешат другие ребята.

И решила идти от их увлечений, интересов, новостей, которыми они делятся со сверстниками, чаще обращать на скрытый смысл вопроса «Почему? Зачем»?» и идти от него.

Вот что вышло:

Первый случай: мы сделали смайликов из пластилина и как у нас принято кладем свои работы на подоконник, посмотреть обсудить и т.д. обычный режимный момент. И вот тут-то произошло, то самое чего я ожидала. Ребята заметили, что пластилин изменил свое свойство – стал тягучим (был ясный и солнечный день). Тут девочка говорит: «Ой, а это также когда мы с мамой красим шоколадом печенье». Тут посыпались вопросы: «Как и почему? Разве шоколадом можно красить? А как красить?»

После этого я переговорила с ее мамой и вместе с ней организовали мастер-класс «Шоколадные пальчики», на котором дети размышляли: что такое шоколад, откуда он берется, что можно с ним сделать, о его полезности.

Затем мама озвучила вопрос: «А как сделать шоколад жидким?»  Дети стали выдвигали свои предположения: также поставить на солнце и он растает как пластилин или положить на батарею (у нас недавно пластилин растопился, упав на нее). Здесь снова встал вопрос: А безопасно это для здоровья? А сколько времени пройдет, чтоб шоколад растаял? Дети начали размышлять и делать выводы, применяя свои знания, которые получили ранее на занятиях по ЗОЖ и из домашних наблюдений. И пришли к выводу: «Нужна плита или микроволновка!».

Работа закипела, дети стали плавить шоколад, смешивать его между собой, красить и делать «Шоколадные пальчики» из сухариков.

В ходе мастер-класса дети поняли что:

  • шоколад при нагреве меняет свое свойство и вкус;
  • что им можно украшать разные пищевые продукты (печенье, торты, фрукты и даже делать небольшие съедобные рисунки);
  • шоколад полезен, он улучшает настроение и если ты устал и хочешь спать, он взбодрит, но только в маленьких дозах (один, два квадратика) иначе принесет вред здоровью, например зубам.

Некоторые  занятия проводились как основная деятельность и спонтанная исходя из увлечений детей.

Второй случай. Приведенный далее пример можно разбить на несколько этапов:

Проводилась предварительная работа (это как задел того что у нас в итоге получилось): занятие «Бумаге вторую жизнь!» (изготовление бумаги из макулатуры).

Начали отталкиваться от их увлечений, Зачем мы собираем макулатуру? Что значит «Бумаге вторую жизнь?». Поэтому и провели занятие по изготовлению бумаги, но если бы я проводила это занятия до того как наш садик стал инновационной площадкой, я бы сама продемонстрировала каждый этап работы. Но опираясь на рекомендации Трифоновой Е.В., стала задавать поисковые вопросы, например: «Что нужно сделать, чтоб бумага приобрела другую форму, например, крупинки? Что может превратить крупное в мелкое? А чтобы сухое стало жидким, липким, что для этого понадобится? Что поможет мятое сделать гладким или изогнутое прямым?» и таким образом мы прошли все этапы изготовления: измельчение, замачивание, сушка, глажка и применение «новой бумаги» - открытка для мамы. По завершению был задан вопрос на перспективу в исследовании свойств бумаги.

Перспектива развития: А какой опыт или эксперимент сможете придумать вы вместе с родителями?        

Начало работы:        Через день девочка в ванной комнате показала друзьям, как проявляется картинка, нарисованная на туалетной бумаге фломастером, подставляя под струю воды кусок свернутой туалетной бумаги. Рассказывая, как она с родителями играла в игру «Угадай что там?»

Увидев данную деятельность, я предложила:

-  Давай покажем всем ребятам твое занятие, что тебе для этого нужно?

Девочка: Тазик, вода, туалетная бумага и фломастеры.

Я: Как назовем твой опыт?

Девочка: Иллюзия.

Реализация действий (наблюдение, экспериментирование): Организовали рабочее место.

Девочка начала демонстрировать свой опыт с бумагой.

Ребятам понравилось, и они начали повторять ее действия.

Воспитанники в дальнейшем начали исследовать на прозрачность при намокании, более плотную бумагу (для ксерокса, альбомную, картон).

Рекомендации чего можно избежать во время проведения занятий: Во время работы не надо детям подсказывать, каким цветом фломастера рисовать, какой толщины нужно наносить рисунок на туалетную бумагу, чтоб его хорошо было видно, они сами должны к этому прийти.

Выдвижение гипотезы: Когда они спросили меня: «А если взять картон будет видно?»

Так у нас родилась гипотеза «А если другую бумагу взять что будет?»  и мы продолжили опыт.

Рекомендации что можно было исследовать  во время проведения занятий: Так же можно в этом момент узнать о разных видах бумаг и их свойствах, а не только воздействие воды на бумагу, просто обратить внимание:

  • - на тактильные ощущения (гладкости, шероховатости);
  • - на плотность и прочность (рвется - не рвется; скручивается – не скручивается, сгибается – не сгибается);
  • - на вес (легче – тяжелее);
  • - легко или трудно они разрезают или разрывают бумагу разной плотности.

И многое другое.

Фиксация результатов: Фотографирование, монтаж видеоролика.

Рекомендации: можно завести блокнот для фиксации экспериментов, опытов, наблюдений и т.п.

Рефлексия: После занятий мы с детьми обсудили, что получилось, что не получилось и почему.

Выводы: Дети сами, без помощи воспитателя, сделали свои выводы:

  • Вода дает видеть через бумагу, когда намокнет.
  • Туалетная бумага быстро показывает рисунок, она тает и становится прозрачной, а фломастер растекается и не тает, он остается.
  • Другая бумага плохо делается прозрачной, потому что толстая, ее долго надо замачивать. А картон вообще не становится прозрачным.

Актуализация знаний.  Через неделю мы посмотрели наш видеоролик. После просмотра детям задала вопрос.

Как вы думаете, что может еще сделать бумагу прозрачной, чтоб мы смогли видеть через нее рисунки? Данный вопрос вызвал затруднение, и я дала детям задание на дом.

Поразмышляйте вместе с родителями на эту тему и завтра ответите.        

Ответы детей: После беседы с родителями дети сообщили, что может помочь сделать бумагу прозрачной: окно, солнечный свет, светящийся фонарик, белая лампа, мощная лампа.        

Перспектива развития:        Девочка продемонстрировала, как можно срисовывать картинку, прислонив рисунок к окну, а сверху накрыть чистым листом бумаги.

Во время обсуждения темы вопроса «Для чего нам копировать, срисовывать или размножать картинки?»

Дети дали интересные ответы:

  • это пригодится в школе на уроке рисования, чтоб перевести картинку и разрисовать ее;
  • чтоб дети не ссорились, когда осталась одна раскраска. Ты себе откопируешь, и у тебя тоже будет такая же раскраска.
  • дети вспомнили, что у нас есть стол для рисования песком и попросили его достать, так как он светится и в нём есть белая лампа.

И теперь у нас своя «Копировальная установка».        

По проведению данных занятий и мастер-классов от детей пришли к выводу: что даже самый простой фокус можно превратить в интереснейшее путешествие в мир исследований, а пройдя путь привнести в свой мир детства интересный продукт своей деятельности, который понравился не только исследователю, но и окружающим его людям.

Таким образом, дети приобретают опыт взаимодействия не только со сверстниками, но и с взрослыми, а это немаловажный аспект развития ребенка в социуме и в приобретении практического навыка пользоваться своими знаниями и умениями, полученными ранее при исследовании какого-либо объекта или при наблюдении за окружающим миром живой и неживой природой, а также поведением людей.

Главное чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, нам необходимо их поддержать и прислушиваясь к их вопросам, включаться в их деятельность, проявляя искрений интерес и любознательность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: « Если Ваш ребёнок долго сосёт пустышку – к чему это может привести?»

Одним из распространенных речевых нарушений, встречающихся в практике логопедов, является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка между зубными рядами при глотании и речи, длительны...

Поисково-исследовательская деятельность на тему: "Волшебные фокусы Электрона"

Поисково-исследовательская деятельность на тему: "Волшебные фокусы Электрона"...

Консультация для родителей : «К чему может привести бабушкина чрезмерная опека»

Чрезмерная опека может стать причиной психологических проблем у ребенка. От излишней заботы бабушек страдают не только дети, но и родители. Причины гиперопеки у старших членов семьи могут иметь под со...

Памятка для родителей «НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОЖАРУ!»

В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо соблюдать ряд запретов и несложных правил. При эксплуатации телевизоров необходимо соблюдать следующие правила....

Дефицит йода в организме! К чему это может привести?

Дефецит йода - к чему он приводит и как бороться с этой проблемой....

Консультация для родителей по теме: « Если Ваш ребёнок долго сосёт пустышку – к чему это может привести?»

Пустышка часто используется родителями не столько ради удовлетворения рефлекса ребенка, сколько для собственного покоя...

К чему может привести плоскостопие?

Уважаемые родители, сегодня разберем, на мой взгляд, важную для здоровья  каждого ребенка, да и взрослого человека, тему-плоскостопие.Плоскостопие-это ортопедическое заболевание. Наши стопы это о...