Статья "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа)
В статье автор рассуждает на тему развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и необходимости проведения данной работы в услових ДОУ. Кроме того, приводится опыт из личной педагогической практики, который доказывает эффективность игр по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье автор рассуждает на тему развития мелкой моторики у дошкольников и необходимости проведения данной работы в условиях ДОУ. Кроме того, приводится опыт из личной педагогической практики, который доказывает эффективность игр по развитию мелкой моторики рук и их влияние на речевую сферу детей.
Развитие мелкой моторики рук – это одно из самых актуальных направлений работы современных воспитателей. Центр головного мозга, отвечающий за ювелирную работу пальцев рук, находится в непосредственной близости к центру, отвечающему за способность говорить. Следовательно, развивая мелкую моторику, мы, безусловно, занимаетесь и развитием речи ребёнка.
Речь – это одна из самых главных функций человека, позволяющая ему быть активным членом социума, достигать успеха в разных сферах: в личной жизни, в работе, в творчестве, в спорте и т.д. Кроме того, учёные доказали, что развитая речь, как правило, иллюстрирует психическую зрелость человека. Соответственно, отставания в развитии речи часто проецируют проблемы в этой сфере.
На сегодняшний день педагогика предлагает воспитателям разнообразные способы развития мелкой моторики у дошкольников. Работая с детьми среднего возраста, я сделала вывод, что отбирать инструменты развития нужно опираясь на индивидуальные потребности детей, их особенности и предпочтения.
В данной статье мне бы хотелось проиллюстрировать наиболее универсальные игры, которые подходят большинству дошкольников, и при этом являются очень эффективными в работе по развитию мелкой моторики.
Дети просто в восторге от игр с прищепками. Данные игры можно разделить по сложности, имея в арсенале прищепки, к которым нужно применить различную силу для открытия. Начать заниматься нужно с самыми слабыми прищепками, чтобы возбудить у дошкольника интерес к данной работе. Постепенно усложнять задания, так как сила рук тоже будет постепенно расти. Здесь найдётся место и творчеству. Ведь детям можно предлагать создавать не только элементы картинок (лепестки у цветка, лучи у солнышка, ботва у морковки), но и целые картины из прищепок (забор и стены дома, труба). Кроме того, прекрасно формируется бытовой навык, который пригодится во время развешивания вещей на бельевой верёвке и закрепления его прищепками.
Интересным способом развития мелкой моторики является выкладывание различных узоров, зигзагов, спиралей любым мелким доступным материалом. В данной работе можно использовать: пуговицы разных фактур (что благоприятно повлияет еще и на сенсорный опыт ребёнка), фасоль, мозаику, пайетки, зёрна кофе, макароны и т.д. Дошкольник также сможет проявить фантазию и сложить узор не по трафарету, а благодаря собственным творческим навыкам.
Ещё один вариант, который хотелось бы осветить в данной статье, очень нравится дошкольникам, так как здесь тоже есть место проявлению творческих способностей. Мои воспитанники очень любят лепить пластилином с разными фактурами. В нашей группе есть классический пластилин, воздушный пластилин, пластилин – пена, состоящий из мелких шариков, склеенных между собой. Ребята довольно часто устраивают сюжетно-ролевые игры, инвентарь для которых изготавливают сами. Например, совсем недавно они играли в кофейню, а перед этим налепили всевозможных пирожных, конфет, печенье из воздушного пластилина (который потом засох и превратился в лёгкую массу, не прилипающую и не пачкающую одежду). Мальчики любят играть в авиавыставку, для которой создают различные самолёты, вертолёты, ракеты из пластилина, после чего превращаются в лётчиков и исполняют трюки, а ещё проводят экскурсии по своей выставке.
В конце статьи хотелось бы подвести итог и сказать, что тренировка мелкой моторики может быть как в специально организованной педагогом деятельности, так и в процессе труда, творчества, тренировки бытовых навыков и т.д. Главное, чтобы занятие приносило удовольствие ребёнку, что непременно благоприятно скажется на развитии его речи и эмоциональном состоянии.
Список использованных источников:
- Гаврина, С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. - М.: Академия развития, 2016.
- Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. - М.: АСТ, Астрель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....
Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук....
Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....
Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...
- Мне нравится (1)