Диагностика детской одаренности
консультация
Диагностические методики для выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в научных изысканиях и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники первой точки зрения считают, что одаренным, обладающим некими незаурядными способностями является каждый ребенок нужно только вовремя заметить его способность и как можно раньше начать развивать ее. Сторонники второй точки зрения считают, что одаренность – это редкое явление, некий уникальный психологический феномен присущий лишь незначительному проценту людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика детской одаренности. | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Выявление одаренных детей, детей обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в научных изысканиях и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники первой точки зрения считают, что одаренным, обладающим некими незаурядными способностями является каждый ребенок нужно только вовремя заметить его способность и как можно раньше начать развивать ее. Сторонники второй точки зрения считают, что одаренность – это редкое явление, некий уникальный психологический феномен присущий лишь незначительному проценту людей.
В настоящее время исследователями-практиками разработаны всевозможные тесты, направленные на выявление детской одаренности. Следует помнить, что диагностика детской одаренности - чрезвычайно ответственный вид деятельности, требующий не только грамотного проведения тестирования, но и гуманно-этического отношения к ребенку. Оценка и диагностика психического развития ребенка, присвоение ребенку ярлыка «одарен» или «не одарен» могут нанести психологическую травму ребенку, а также необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим. Поэтому главным принципом диагностики, по мнению многих психологов, должен быть принцип «Не навреди!».
Также следует помнить, что интерпретация результатов, полученных после тестирования, может содержать ряд ошибок в силу сложности и многоуровневости феномена одаренности. Компетентные специалисты, чтобы минимизировать ошибки тестирования, используют в своей работе так называемый, комплексный подход, включающий в себя не только проведение тестовых заданий, но и наблюдение за ребенком во время его деятельности, экспертное оценивание детей учителями-предметниками и родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, стихов и т. д.), а также результаты участия детей в различных конкурсах, олимпиадах и т. д.
Также выявление одаренности возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, школьных научных сообществ в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Следует помнить, что высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, также как низкие значения теста не являются доказательством отсутствия оной. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности, «натасканности» и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со спецификой познавательной позиции ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Диагностика одаренности должна проводиться, прежде всего, в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ. Эффективность освоения детьми данных программ и должна являться для учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования.
Что касается выявления одаренности способом тестирования, то любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под одаренностью некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.
В настоящее время ученые дифференцируют интеллектуальную, академическую, творческую, литературную, артистическую, психомоторную (спортивную), техническую, социальную и духовную одаренности. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов интеллекта. Академическая одаренность определяется успешностью в обучении. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией. Духовная одаренность характеризуется высокими моральными качествами и альтруизмом.
В современных тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
- Комплексный подход - учет диагностических данных, полученных из разных источников объективной и субъективной информации (тесты, информация от педагогов, родителей, самого ребенка и т. д.);
- Длительность диагностики (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
- Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды и т. п.
- Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, спортсменов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
- Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
- Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение за ребенком, беседа, экспертные оценки учителей-предметников и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
Ниже представлен комплекс методик первичной диагностики детской одаренности, с помощью которых вы сможете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку «портрет» развития его способностей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, также можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эти методики, в силу многоаспектности феномена одаренности, не охватывают всех возможных проявлений детской одаренности. Но они и не претендуют на роль единственных. Их следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ:
1. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВ А.А.)
Инструкция: Ниже перечисленных сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибальной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой области таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западание» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера:
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения. - Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений:
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество:
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы:
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера:
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. - Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. - С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания. - Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера:
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера:
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера:
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений:
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство:
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
2. МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)
Инструкция: перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актерской игрой.
- Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- Хорошо поет.
- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в классе.
- Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
- Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т. д.)
- Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
- Любит игры- драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали («+» и «-» взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Для наглядности можно построить «профиль одаренности».
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. (Анкета для родителей) (СИЗАНОВ А.Н.)
Инструкция: с помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
- Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
- Он с готовностью откликается на все новое.
- Любит все загадочное и непонятное.
- Часто нуждается в поддержке старших.
- Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.
Одаренный
- Его интересы достаточно стабильны.
- Его любознательность устойчива.
- Любит задавать и решать трудные вопросы.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело всегда доводит до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
- Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
- Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
- Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
- Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
- Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
- Всегда ищет самостоятельные решения.
- В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
- Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
- Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
- Стремление освоить незнакомое дело.
- Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
- Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
- Выражена потребность помечтать в одиночестве.
- Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
- Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
- Способность к творческому воображению, созданию нового.
4. ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (Д.С. РЕНЗУЛЛИ, адаптация Л.В. ПОПОВОЙ)
Инструкция: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристика ученика.
- Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
- Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
- Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
- Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.
Шкала II. Мотивационные характеристики.
- Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
- Легко впадает в скуку от обычных заданий.
- Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
- Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
- Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
Шкала III. Лидерские характеристики.
- Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
- Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.
- Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
- Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
Шкала IV. Творческие характеристики.
- Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
- Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
- Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
- Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
- Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
- Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
- Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
- Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
- Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)
- Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т. д.)?
а. Часто.
б. Иногда.
в. Очень редко.
- Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?
а. «Помучиться», но самому найти ответ.
б. Когда как.
в. Получить готовый ответ от других.
- Много ли читает дополнительной литературы?
а. Постоянно много.
б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.
в. Мало или совсем ничего не читает.
- Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а. Очень эмоционально.
б. Когда как.
в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).
- Часто ли задает вопросы?
а. Часто.
б. Иногда.
в. Очень редко.
Примечание: Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.
6. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ «КАК Я ВИЖУ СЕБЯ» (А. И. САВЕНКОВ)
Инструкция. пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:
- Да;
- Скорее да;
- Скорее нет;
- Нет.
- Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
- Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
- Я люблю работать над особыми проектами.
- Мне нравится обсуждать разные идеи.
- Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
- У меня хорошее чувство юмора.
- Моя работа всегда особенная.
- У меня появляется много идей при решении проблемы.
- Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
- Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
- Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
- Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.
- Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.
- Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.
- Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
- Я занимаюсь спортом и разными играми.
- Я хорошо занимаюсь в школе.
- В школе меня любят другие дети.
- Я понимаю и люблю других людей.
- Я дружелюбен и умею ладить с людьми.
- Другие люди считают, что я умница.
- Я – хороший и понимающий друг.
- Со мной легко ладить.
Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях____________________________
Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше_________________________________
7. ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ (ДЖОНСОН)
Инструкция: Опросник Креативности — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с опросником можно быстро и самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по опроснику эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–20 |
Низкий | 19–15 |
Очень низкий | 14–8 |
Контрольный список характеристик креативности
Творческая личность способна:
- Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
- Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
- Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
- Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
- Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.
8. ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ (Д.С. Рензулли и Р.К. Хартман)
Инструкция: Опросник разработан Дж. С. Рензулли и Р. К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов требующие больших затрат времени и сил.
Опросник креативности —это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т. д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).
Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Пожалуйста, оцените, используя четырехбальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
Уровень креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
9. ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ (ВИЛЬЯМС)
Инструкция: Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей: 1.Тест дивергентного (творческого) мышления; 2. Тест личных творческих характеристик (опросник для детей); 3. Шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
Батарея креативных тестов Вильямса — один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
1. Тест дивергентного (творческого) мышления
Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы — это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 25 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
«На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появились вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».
ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ
ФИО________________________________
Дата ________________________________
Возраст______________________________
Класс________________________________
Школа_______________________________
Город________________________________
Обработка теста
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
- беглость (Б)
- гибкость (Г)
- оригинальность (О)
- разработанность {Р)
- название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
- живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
- механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
- символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.
- видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность — местоположение (внутри - снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
- балл — рисуют только снаружи.
- балла — рисуют только внутри.
- балла — рисуют как снаружи, так и внутри.
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.
1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.
2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.
3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
- баллов — название не дано
- балл — название, состоящее из одного слова без определения.
- балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.
3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ:
БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).
ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:
- вне стимульной фигуры — 1 балл
- внутри стимульной фигуры — 2 балла
- внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.
РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:
- симметрично повсюду — 0 баллов
- асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл
- асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла
- асимметрично внутри и снаружи — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.
НАЗВАНИЕ
Словарный запас и образное, творческое использование языка:
- название не дано — 0 баллов
- название из одного слова — 1 балл
- название из нескольких слов — 2 балла
—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла
(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.
Пример итога подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления:
Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.
Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.
Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.
10. ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Инструкция: Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете придти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.
Способ проведения
Как уже отмечалось, мы рекомендуем проводить данный этап тестирования для детей, начиная с 5 класса школы. При этом возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Следует предупредить детей, что ставить свои ответы можно только на листе ответов. Нельзя ничего писать в тестовой тетради. Причем оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ.
Форма проведения тестирования — групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.
ОПРОСНИК
«Самооценка творческих характеристик личности»
- Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.
- Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
- Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
- Мне не нравится планировать дела заранее.
- Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
- Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
- Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
- Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.
- Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
- Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
- Мне нравится заниматься чем-то новым.
- Я люблю заводить новых друзей.
- Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
- Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.
- Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
- Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
- Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
- Я люблю то, что необычно.
- Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
- Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
- Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
- Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
- Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
- Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
- Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
- Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
- Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
- Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
- Я не люблю выступать перед классом.
- Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
- Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
- Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
- Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
- Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.
- Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
- Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
- Интересно браться за головоломки и игры, в которых не обходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
- Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
- Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
- Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
- Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
- Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
- Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
- Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
- Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
- Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый, мне интересно узнать, кто это.
- Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
- Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
- Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
- У меня есть много интересных дел в школе и дома.
Лист ответов опросника
«Самооценка творческих характеристик личности»
ФИО
Дата «_____»______________года
Школа_____________ возраст
№ вопросов | В основном верно (да) | Отчасти верно (может быть) | В основном неверно (нет) | Не могу решить (не знаю) | № вопросов | В основном верно (да) | Отчасти верно (может быть) | В основном неверно (нет) | Не могу решить (не знаю) |
1 | 26 | ||||||||
2 | 27 | ||||||||
3 | 28 | ||||||||
4 | 29 | ||||||||
5 | 30 | ||||||||
6 | 31 | ||||||||
7 | 32 | ||||||||
8 | 33 | ||||||||
9 | 34 | ||||||||
10 | 35 | ||||||||
11 | 36 | ||||||||
12 | 37 | ||||||||
13 | 38 | ||||||||
14 | 39 | ||||||||
15 | 40 | ||||||||
16 | 41 | ||||||||
17 | 42 | ||||||||
18 | 43 | ||||||||
19 | 44 | ||||||||
20 | 45 | ||||||||
21 | 46 | ||||||||
22 | 47 | ||||||||
23 | 48 | ||||||||
24 | 49 | ||||||||
25 | 50 |
Ключ к опроснику
«Самооценка творческих характеристик личности»
№ вопросов | В основном верно (да) | Отчасти верно (может быть) | В основном неверно (нет) | Не могу решить (не знаю) | № вопросов | В основном верно (да) | Отчасти верно (может быть) | В основном неверно (нет) | Не могу решить (не знаю) |
1 | О | Р | 26 | О | С | ||||
2 | О | Л | 27 | О | Л | ||||
3 | О | Л | 28 | О | Л | ||||
4 | О | С | 29 | О | Р | ||||
5 | О | Р | 30 | О | В | ||||
6 | О | В | 31 | О | В | ||||
7 | О | С | 32 | О | Р | ||||
8 | О | Р | 33 | О | Л | ||||
9 | О | С | 34 | О | Р | ||||
10 | О | С | 35 | О | Р | ||||
11 | О | Л | 36 | О | Р | ||||
12 | О | Л | 37 | О | Л | ||||
13 | О | В | 38 | О | Л | ||||
14 | О | В | 39 | О | В | ||||
15 | О | С | 40 | О | В | ||||
16 | О | В | 41 | О | С | ||||
17 | О | С | 42 | О | С | ||||
18 | О | С | 43 | О | Р | ||||
19 | О | Л | 44 | О | Р | ||||
20 | О | В | 45 | О | В | ||||
21 | О | Р | 46 | О | В | ||||
22 | О | Р | 47 | О | Л | ||||
23 | О | В | 48 | О | С | ||||
24 | О | С | 49 | О | Л | ||||
25 | О | Р | 50 | О | С |
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке два (2) балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся на клетках, не попадающих в отверстия, получают один (1) балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус один (-1) балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность. Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.
Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстия шаблона, то его сырая оценка может составить 50 очков, если ни один пункт не помечен надписью «Не знаю». Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
11. ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА) РЕБЕНКА (Вильямса)
Инструкция: Шкала Вильямса — опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено.
Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали по одной или двум предыдущим методикам. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два-три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов.
Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком X ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце Шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить, для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения Шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.
Лист ответов
Опросник для родителей и учителей
по оценке креативности (творческого начала) ребенка
ФИО ребенка _________________________________________
Дата опроса: « » года
Класс _________ школа____________ возраст___________________
ФИО заполняющего опросник______________________________
Кем является заполняющий опросник по отношению к ребенку________________
Как давно заполняющий знает ребенка________________________
Инструкция по заполнению опросника:
Обведите одну из букв на листе ответов справа от номера соответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения:
Ч — часто И — иногда Р — редко
Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном листе ответов.
Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.
Раздел I. БЕГЛОСТЬ
- Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.
- Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.
- У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.
- Ребенок задает много вопросов.
- Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.
- Ребенок работает быстро и продуктивно.
Раздел II. ГИБКОСТЬ
- Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.
- Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.
- Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.
- Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.
- Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.
- Ребенок думает о различных путях решения проблемы.
Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
- Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.
- Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.
- Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).
- Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.
- После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.
- Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.
Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ
- Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.
- Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубокое значение.
- Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.
- Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.
- Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.
- Ребенок изменяет правила игры.
Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
- Ребенок спрашивает всех и обо всем.
- Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.
- Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.
- Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.
- Ребенок ищет разные возможности решения задачи.
- Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ
- Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел.
- Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.
- Ребенок мечтает о различных местах и вещах.
- Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.
- Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.
- Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ
- Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.
- Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.
- Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.
- Ребенку нравятся сложные задания.
- Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.
- Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.
Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ
- Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
- Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.
- Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.
- Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.
- Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение.
- Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Следующие четыре вопроса дадут Вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.
1. Вы считаете, что ребенок одаренный или сможет им стать?
ДА НЕТ
Объясните почему___________________________________________________________
2. Вам кажется, что ребенок творческий или он сможет стать творческим?
ДА НЕТ
Если «Да» - сообщите кратко, в чем проявляется его творческость, если «Нет» - почему?
_______________________________________________________________________________
3. Что Вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?_____________________
_______________________________________________________________________________
4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для творческих детей?_________________________________________________________________
Обработка данных:
Все восемь факторов — дивергентного мышления (4) и личностных творческих характеристик (4) модели Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями и учителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко».
- После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с открытыми вопросами, которая заполняется родителями и /
или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый. - Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному (1) баллу каждый.
- Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль (0) баллов каждый.
- Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.
Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: «ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) — будет иметь высший ранг для данной группы детей.
Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.
Число ответов в колонке «часто» х 2 =
Число ответов в колонке «иногда» х 1 =
Число ответов в колонке «редко» х 0 =
Число ответов в «открытых» вопросах,
с ответом «да» и комментариями х 1 =
Число ответов в «открытых» ответах,
с ответом «нет» х 0 =
Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках.
Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, т. к. 100 баллов — это максимально возможный суммарный сырой балл.
ЛИТЕРАТУРА
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Флинта, 1998.
- Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4.- С.73.
- Грязева В.Г. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка.
Экспресс-учеб, пособие для спецкурса. - Челябинский ГПУ, Регион.науч.центр. "Семья, одарен, дети, соц. Работник. - Факел, 1996. - Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. —М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
- Одаренные дети / ред. М.Карне. - М.: Прогресс, 1991.
- Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. - СПб: СПбУПМ, 1997.
- Одаренные дети / ред. Г.В.БурменскАЯ. — М.: Прогресс, 1991. —376 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков: учеб.пос. / ред. К.М.Гуревич. — М.: МПА, 1995.
- Психология одаренности детей и подростков / ред. Н.С.Лейтес. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
- Рабочая концепция одаренности. – М., 2003. – 94 с.
- Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. — Минск: Выш.шк., 1995. — 301с.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2003.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб: Дидактика Плюс, 2002.
- Развитие и диагностика способностей / ред. В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 1991.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников при специальном обучении // Вопросы психологии. – 1991, №1.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.
В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....
Диагностика детской одаренности
Диагностика детской одаренности. Методические рекомендации для специалостов,работающих с одаренными детьми....
Диагностика детской одаренности
Каждый ребенок талантлив по-своему. Как диагностировать талант ребенка дошкольного возраста?...
Диагностика детской одаренности
Каждый ребенок талантлив по-своему. Как диагностировать талантливость ребенка дошкольного возраста....
Диагностики для выявления детской одаренности
Каталог диагностических методик для выявления детской одаренности...
Диагностика детской одаренности
Диагностика детской одаренности...
Диагностика детской одаренности по методике А. И. Савенкова
Диагностика детской одаренности по методике А. И. Савенкова...