Мастер-класс «Игра на ложках»
методическая разработка
Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются
обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга. Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.
Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует
обретению уверенности в своем творческом начале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_kass_igra_na_lozhkah_smirnova.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области
Районное методическое объединение воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основы духовно- нравственного воспитания через построение целостного педагогического процесса»
Мастер-класс «Игра на ложках»
музыкальный руководитель МДОУ Смирнова Любовь Петровна
Декабрь, 2022г.
Актуальность.
Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются
обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга. Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.
Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует
обретению уверенности в своем творческом начале.
Цель: создание условий для ознакомления педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным музыкальным инструментом;
- изучить историю возникновения ложек;
- познакомить участников с приёмами игры на ложках;
- воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту;
повысить уровень мастерства педагогов
Вводная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …
– Вы три раза должны хлопнуть,
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнитесь:
Дружно за руки возьмитесь,
Устремите взгляды ввысь
«Чудо, чудо появись!» (звучит волшебная музыка)
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А поможет вам в этом вам моя загадка.
- Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.
(Открываете сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса)
- Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Затем украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.
Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.
Формирует навыки вербального и невербального общения
Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание
Развивает навыки крупной и мелкой моторики
Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность
Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках. Чтобы создать творческую атмосферу нашей мастерской, я прошу вас надеть на себя эти кокошники.
- Давайте рассмотрим из чего состоит ложка.
Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок - это ручка, а коковка - это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках.
Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3или 4 ложки.
А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.
Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, поиграем в «Музыкальную разминку»
Итак, переходим к изучению игровых приемов:
«Рукой левой мы возьмём
Рукой правой мы возьмём
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра»
1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).
2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).
3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).
4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).
5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».
А теперь под музыку. Молодцы!
2. А теперь мы будем учиться играть вторым приёмом.
«По ладошкам мы стучим
Весело играем.
По коленочкам стучим
Дружно повторяем»
Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.
Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.
Раз, два. Раз, два.
приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.
А теперь под музыку. Правильно, молодцы!
III часть Заключительная
Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.
А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,
Значит играем ансамблем.
Сначала играем 1 приёмом, 2.
Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием сад посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
Рефлексия.
А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"
Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...
«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»
В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...
Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"
Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....
Мастер-класс "Игра на ложках"
Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики...
Мастер класс игра на Ложках
Мастер класс игра на Ложках...