Диагностический инструментарий "ПиктоМир: программируем будущее"
методическая разработка (старшая группа)
Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_piktomir.doc | 645.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15
Колпинского района Санкт-Петербурга»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
«ПИКТОМИР: ПРОГРАММИРУЕМ БУДУЩЕЕ»
Авторы:
Помещенко Юлия Александровна, заместитель заведующего по УВР
Дроздецкая Анна Викторовна, воспитатель
Санкт-Петербург, 2023
Пояснительная записка
Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся и совершенствования методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования и программ дополнительного образования.
С 2022 года ГАДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга» является сетевой инновационной площадкой по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде (далее – ЦОС) ПиктоМир». Начав с сентября 2022 года реализацию программы дополнительного образования «Алгоритмика для дошкольников с использованием робототехнического образовательного набора и ЦОС ПиктоМир» (далее – «Алгоритмика»), мы столкнулись с необходимостью разработки педагогической диагностики сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков» старших дошкольников, в том числе предпосылок формирования критического мышления. Ведь для того, чтобы современные дети стали успешны во взрослой жизни, уже сейчас необходимо создавать предпосылки для формирования у них компетенций XXI века: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Именно 4К-компетенции (Приложение № 1) помогут им в дальнейшем ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат умением учиться на протяжении всей жизни. За основу был взят инструмент «4К», разработанный в Высшей школе экономики.
Целью данной работы является разработка диагностического инструментария для определения уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников.
К основным задачам относятся:
- Диагностика алгоритмических умений воспитанников, умений ориентироваться и выполнять учебные задачи в цифровой образовательной среде ПиктоМир.
- Диагностика сформированности «гибких навыков» по критериям: выделение основной мысли, выявление противоречий, выявление нехватки информации, формулировка собственного вывода.
- Разработка способа фиксация результатов проведённой диагностики.
- Формулировка ожидаемых результатов диагностики.
В качестве основного метода педагогической диагностики нами был использован метод получения ответов детей (в процессе беседы по заранее подготовленным вопросам и настольных игр). Направлен данный метод на получение конкретных ответов на заданные воспитателем вопросы. Важным при проведении такого рода педагогической диагностики является правильная форма постановки вопроса и создание ситуации, при которой он поставлен ребенку. Ни в коем случае не допускается торопить ребенка с ответом.
Разработанный диагностический инструментарий предназначен для детей старшей возрастной группы (5-6 лет), завершающей первый год обучения по программе дополнительного образования «Алгоритмика».
Для фиксации уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников (Приложение № 2) предлагаем использовать следующие критерии:
1. Выявление основной мысли
2. Выявление противоречий
3. Выявление нехватки информации
4. Формулировка собственного вывода
Итоговые показатели измеряются тремя уровнями:
- высокий уровень усвоения – это получение правильных ответов ребенка без использования наводящих вопросов;
- средний уровень – это получение правильных ответов ребенка после использования наводящих вопросов;
- низкий уровень – это отсутствие правильных ответов ребенка.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Критерий 1: выявление основной мысли
Воспитатель зачитывает ребенку один из предложенных текстов:
- На экране планшета (компьютера) живет виртуальный робот. Он создан искусственно и очень похож на настоящего робота, но потрогать его нельзя. Мы можем увидеть его на экране планшета (компьютера) и управлять им, нажимая на кнопки с командами. Также этим роботом может управлять компьютер по программе, составленной программистом по уже определенным правилам и уже находящейся в памяти компьютера.
Вопрос: О чём этот текст?
Приблизительный ответ: Этот текст о виртуальном роботе.
- Человек-командир отдаёт команды Исполнителям команд, например, роботам. Он может командовать роботом по программе или давать команды «из головы». А реальным роботом Ползуном Командир может командовать по программе с помощью Пульта или с помощью «полочки» с командами.
Вопрос: О чём этот текст?
Приблизительный ответ: Этот текст о человеке-Командире.
Критерий 2: выявление противоречий
Воспитатель зачитывает ребенку один из предложенных текстов:
- Робот Вертун «живет» на платформе-космодроме, откуда стартуют и куда возвращаются космические корабли. Платформа-космодром выложена плитами-клетками голубого цвета, на которых растут прекрасные сады для космонавтов. Проходя по дорожкам, робот зажигает и тушит фонари в саду.
Если ребенок не сразу выявляет противоречие в тексте, воспитатель может задать ему наводящий вопрос: Всё ли верно в легенде о роботе Вертуне?
Приблизительный ответ: первая половина текста – это легенда о роботе Вертуне, а вторая половина – легенда о роботе Зажигуне.
- Робот Двигун «живёт» на платформе-складе космодрома. Путешествуя между планетами, грузовые космические корабли перевозят с космодрома на космодром грузы. Для наведения порядка роботу Двигуну необходимо отремонтировать все клетки космодрома, поврежденные при взлёте ракет.
Если ребенок не сразу выявляет противоречие в тексте, воспитатель может задать ему наводящий вопрос: Всё ли верно в легенде о роботе Двигуне?
Приблизительный ответ: первая половина текста – это легенда о роботе Двигуне, а вторая половина – легенда о роботе Вертуне.
Критерий 3: выявление нехватки информации
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть одну из предложенных схем игровых полей (Приложение № 3):
- Задание к игровому полю № 1: составь и нарисуй программу для робота Двигуна при помощи стрелок-указателей направления движения робота.
Наводящие вопросы: Сможет ли робот выполнить программу? Если нет, то почему?
Ответы: Нет. Потому что на поле отсутствует элемент «место для бочки».
Дорисуй элемент «место для бочки» в верхнем левом углу поля и закончи составление программы для робота.
- Задание к игровому полю № 2 составь и нарисуй программу для робота Двигуна при помощи стрелок-указателей направления движения робота.
Наводящие вопросы: Сможет ли робот выполнить программу? Если нет, то почему?
Ответы: Нет. Потому что на поле отсутствует элемент «исходное положение ящика».
Дорисуй элемент «исходное положение ящика» справа от элемента поля «место для ящика» и закончи составление программы для робота.
Критерий 4: формулировка собственного вывода Воспитатель формулирует задание: «Представь, что ты вырос(ла) и стал(а) космонавтом. Ты получил задание отправиться в космос и произвести ремонт спутника. И вот, находясь в ракете где-то в далёком космосе, твой бортовой компьютер сообщает тебе о том, что у ракеты заканчивается топливо и тебе необходимо срочно вернуться на Землю. А на экране бортового компьютера появляется вот такая картинка (см. Приложение № 4). Что ты будешь делать?
Приблизительный ответ: Я создам программу полёта ракеты для того, чтобы быстрее вернуться на Землю.
Наводящий вопрос: Что тебе нужно сделать, чтобы ракета добралась до Земли?
Составь программу при помощи имеющихся на столе пиктограмм: вперед, направо, налево, повторитель (от 1 до 6).
Таким образом, разработанный нами диагностический инструментарий позволит не только определить уровень сформированности навыков критического (алгоритмического) мышления, но и определить степень усвоения ребенком знаний, полученных в результате прохождения программы дополнительного образования «Алгоритмика». Например, таких как: понимание понятийного аппарата ЦОС ПиктоМир, знание легенд виртуальных роботов и элементов игровых полей, а так же умение составлять простые программы и программы с повторителями.
Приложение № 1
Приложение № 2
Таблица для фиксации результатов диагностики
№ п/п | ФИО воспитанника | 1. Выявление основной мысли | 2. Выявление противоречий | 3. Выявление нехватки информации | 4. Формулировка собственного вывода | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | Иванов Иван Иванович | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | ||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 |
Приложение № 3
Схема игрового поля № 1
Схема игрового поля № 2
Приложение № 4
Список литературы
- Навигатор к учебно-методическому комплекту «Алгоритмика для дошкольников и учащихся начальных классов с использованием робототехнического образовательного набора и цифровой образовательной среды «ПиктоМир» / под ред. А.Г.Кушниренко. – Самара: издательство «Инсома-пресс», 2021. – 69с.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения: 31.01.2023)
- Петрова Е.А., Козлова Г.Г. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО: Методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баяревой, 2015. – 64с.
- Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как программировать ребенка на удачу
Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества.Чтобы помочь ребенку, родители должны чаще использовать позитивные установки, которы...
Советы психолога "Как программировать ребёнка на удачу"
Данный материал содержит полезную информацию для родителей детей всех возрастов и поколений...
Как программировать ребенка на удачу
Беседы психолога о возрастных особенностях детей, о наиболее распространенных ошибках родителей и о том, как эти ошибки избежать....
Как мы программируем детей!
КАК МЫ ПРОГРАММИРУЕМ ДЕТЕЙСорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязна...
Консультация для родителей "Как программировать ребенка на удачу"
Консультация для родителей "Как программировать ребенка на удачу"...
10 ЦИТАТ ЗНАМЕНИТОГО ПСИХОЛОГА ЭРИКА БЕРНА О ТОМ, КАК ПРОГРАММИРУЕТСЯ НАШ МОЗГ
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человек...
Как программировать ребенка на удачу?
Информация для родителей...