Консультация для родителей
консультация
Данный материал подойдет для работы учителей-логопедов и воспитателей в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей : Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
Одним из условий развития ребенка и дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Основным "проводником" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит организация содержательного детского общения. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Чтобы новые слова не остались в пассивном словаре, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ на интересующий вопрос, делает речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной. Важно поощрять общение детей в игре, они эмоциональны, что создает условия для разностороннего полноценного речевого развития.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребенка — это еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить только к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.
Многие родители считают, что развитая речь — это умение читать и писать и умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную систематическую подготовку.
В детском саду эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:
- звукопроизношение;
- словарь;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит "распределение обязанностей" между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Необходимо убедить родителей, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Необходимая полезная информация для родителей: советы, рекомендации по речевому развитию детей размещаются в родительском уголке или предоставляются родителям при индивидуальном общении. Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, консультации: «Как правильно читать книгу детям", "Как проводить беседу по художественному произведению", различные дидактические игры по литературным произведениям, среди которых "Закончи сказку", "Подбери картинку", "Узнай сказочного героя". Обязательно необходимо отмечать, благодарить семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. При общении с родителями, советуем организовать дома книжный уголок со стихами, сказками, рассказами, это способствует всестороннему развитию речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе. Рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе. В группу дети приносят, из дома свои любимые книги организуются выставка "Моя любимая книга". Мы их с удовольствием читаем, у детей проявляется интерес, они обмениваются ими, рассматривают, рассказывают содержание друг другу. Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Например, беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т. д.), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Советуем использовать построчное запоминание в форме игры "Скажи строчку", когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»; «Фокус», «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие "чистоговорки", загадки, пословицы, короткие считалки. Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.
Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальце. Каждое утро наши родители могут наблюдать проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр. Организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома ( «Лесенка», «Строим дом», «Скакалка», «Колокольчик», «Птичка» и др.). Кроме того, родители приглашаются в группу на групповые и индивидуальные занятия, где наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателя и детей. Знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка (например, "Какой? Какая?" (подбор определений, синонимов), "Сравнения"). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей). Игра "Почему так назвали?" позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять образование некоторых слов. Используются дидактические игры на описание самых разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?») в таких играх родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им "играть с детьми на кухне". Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичечных палочек предмет: (домик, кружечку и т. п.), игры на обогащение словаря, например, ("Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?", "Вкусные слова (кислые, сладкие...)", "Чудесный мешочек" (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств)). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру "Сварим варенье" (из яблок — яблочное), "Приготовим сок" (яблочный). На прогулке или по дороге в детский сад, домой можно играть в игры: « Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко». При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль (или "обратная связь") за этой деятельностью. Родители делятся своими успехами, удачными приемами между собой. Контроль осуществляется ненавязчиво, тактично со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуется выставка "Наши пальчики — язычку помощники". На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают интересующие вопросы.
Совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.
Таким образом, только творческое сотрудничество совместно с семьёй даст положительный результат.
Консультация для родителей:
«ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?»
Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти - шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.
В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрир ... Консультация для воспитателей:
«ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?»
Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти - шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.
В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрированы. Но, к сожалению, воспитатели, пользуясь этими публикациями, не всегда знают, почему те или иные упражнения входят в определенный комплекс. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос.
Артикуляционная гимнастика - это набор артикуляционных упражнений, то есть упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба).
Цели артикуляционной гимнастики - развить координированность и подвижность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука. Артикуляционная гимнастика достигает своих целей только в случае систематических ежедневных тренировок. При выполнении артикуляционных упражнений следует помнить о точности, многократности выполнения упражнения и об определенном напряжении мышц артикуляционного аппарата.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5мин. Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений. Упражнения выполняются подгруппами из четырех - шести человек.
2. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
4. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому). Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 2-5мин 2 раза в день - утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
Знакомство с новым упражнением:
1. Рассказ воспитателя.
2. Показ воспитателя.
3. Выполнение упражнения детьми.
4. Проверка правильности.
По мнению М.Ф.Фомичевой, в младшем группе детей в игровой форме знакомят с основными артикуляционными упражнениями. Упражнения направлены на развитие речевого дыхания, выработку направленной и длительной воздушной струи, развитие координированности и подвижности органов артикуляции. Упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
В среднем возрасте к основным упражнениям добавляется комплекс для свистящих звуков. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшем возрасте используют уже все необходимые, в зависимости от нарушений, комплексы. Но при выполнении следят за плавностью и правильностью. Работают над точностью и координированностью движений. Вырабатывают способность быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.
В подготовительной группе детям предлагаются упражнения на дифференциацию различных оппозиционных звуков.
При составлении комплексов артикуляционной гимнастики нужно исходить из правильной артикуляции звука. То есть перед составлением комплекса артикуляционной гимнастики стоит проанализировать правильную артикуляцию звука.
Свистящие звуки
Широкий распластанный язык, лежащий на дне рта, упирающийся кончиком в корни передних нижних резцов. По середине языка желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя сильная, холодная. Зубы сближены, губы растянуты в широкую улыбку. Следовательно, в комплекс для свистящих звуков обязательно должны войти следующие упражнения:
• «улыбка» - губы сомкнуты и растянуты в улыбку;
• «заборчик» - губы разомкнуты, растянуты в широкую улыбку при сжатых зубах;
• «лопаточка» - широкий распластанный язык, лежащий на нижней губе;
• «желобок» - боковые края широкого языка подняты вверх, образуя посередине языка желобок;
• почистить кончиком языка нижние зубки вправо - влево;
• «горка» - кончик языка упирается в корни нижних резцов, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, по середине языка - желобок.
Может в отдельных случаях понадобиться и упражнение для воспитания правильной воздушной струи:
• дутье во флакончик по «желобку»
• «змейка» - дутье по «желобку» на бумажную ленту, приклеенную к кончику языка посередине.
Шипящие звуки
Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам. Кончик приближен к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, образует с ними щель. Зубы сближены, губы вытянуты вперед рупором. Воздушная струя, проходящая по «чашечке» вверх, сильная, теплая. Исходя из правильного артикуляционного уклада шипящих звуков, следует подбирать в комплекс следующие упражнения:
• «рупор» - губы разомкнуты и вытянуты вперед при сжатых зубах;
• почистить кончиком языка верхние передние зубы изнутри;
• «чашечка» - кончик широкого языка и боковые края подняты вверх, образуют «чашечку»;
• обхват верхней губы кончиком широкого языка (нижняя губа при этом опущена вниз);
• «вкусное варенье» - движения широкого кончика языка по верхней губе сверху вниз (нижняя губа опущена вниз, не поджимается);
• «фокус» - кончик широкого языка обхватывает верхнюю губу. Подуть по языку вверх, сдувая ватку, лежащую на кончике носа.
Звуки [л, ль]
Язык касается напряженным кончиком бугорков (альвеол) за верхними зубами. При этом воздух проходит в стороны боковых краев языка. Отсюда и подбор артикуляционных упражнений:
• «парус» - узкий кончик напряженного языка поднят вверх, за зубы и прижат к бугоркам (альвеолам);
• «маляр» - движения узкого напряженного кончика языка по небу вперед - назад.
Звуки [р, рь]
Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, сильная воздушная струя заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
• «лошадки» - пощелкать язычком по небу;
• «грибок» - «приклеить» язык к небу и удерживать, раскрыв рот;
• «гармошка» - раскрывать и закрывать рот при «приклеенном» к небу языке;
• «барабанщик» - кончиком широкого языка постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Д-Д-Д». При этом рот открыт, а нижняя челюсть неподвижна - работает только язык, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
• «болтушка» - язык чашечкой поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам, кончик широкого языка движется по бугоркам вперед-назад, производит движения, похожие на то, как кошечка лакает. Во время движения произносится звук [Д];
• «назойливая муха» - язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, производит «рокот» - нечто среднее между звуками [Д] и [Ж]. Воздушная струя сильная, направлена на кончик языка. Кончику языка обычно бывает щекотно, так как происходит вибрация;
• «балалайка» - во время выполнения упражнения «барабанщик», под язык вводится палочка (ручка чайной ложки) или чистый прямой палец ребенка. Выполняются быстрые короткие движения вправо-влево пальчиком под языком.
Если у ребенка нет грубых нарушений звукопроизношения, а есть лишь физиологическая несформированность, то грамотно организованная и систематически проводящаяся артикуляционная гимнастика может стать профилактикой нарушения звукопроизношения. Результатом целенаправленной совместной деятельности является то, что наши выпускники пойдут в школу с правильным звукопроизношением.
Консультация для родителей на тему:
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
1. Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.
В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.
Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.
2. Примеры упражнений:
Все упражнения можно разделить на три группы.
Упражнения для кистей рук:
· развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
· учат напрягать и расслаблять мышцы;
· развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
· учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, | Ладошки скрестить, |
Всех детишек приласкало. | пальцы широко раздвинуть |
Упражнения для пальцев условно статические:
· совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, | Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
Мальчик ходит по дорожке. |
Упражнения для пальцев динамические:
· развивают точную координацию движений;
· учат сгибать и разгибать пальцы рук;
· учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – | Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Крепкие, дружные, Все такие нужные… | Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. |
«По кругу»
Покажи уменье другу, | Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. |
Покружись-ка ты по кругу! |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» | На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
3. Заключение.
Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и сформированности тонких движений рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Развитие мелкой моторики:
♥ повышает тонус коры головного мозга;
♥ развивает речевые центры коры головного мозга;
♥ стимулирует развитие речи ребенка;
♥ согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
♥ способствует улучшению артикуляционной моторики;
♥ развивает чувство ритма и координацию движений;
♥подготавливает руку к письму;
♥ поднимает настроение ребенка.
В домашних условиях, чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
-запускать пальцами мелкие волчки;
-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
-лепить из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто);
-рвать на мелкие куски бумагу;
-сжимать и разжимать кулачки;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцем правой и левой рук (по очереди), сначала медленно, потом быстро;
-показать отдельно только один большой палец;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в щепотку;
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;
-закручивать шурупы, гайки, болты;
-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
-играть с песком, водой;
-рисовать мелом, мелками, гуашью, углем;
-катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, массажные мячики, орехи, карандаши с гранями;
-перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
-открывать и закрывать разные коробочки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
-застегивать и расстегивать пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
Игры с песком. Ребенку можно предложить:
-рисовать на песке пальчиками;
-пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
-рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
-лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.
Игры с прищепками. Ребенку можно давать различные задания:
-снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
-подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
-делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Рисование пальчиками, ладошками.
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В дошкольном возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.
Консультация для родителей Игры на развитие фонематического слуха
При выполнении заданий учитывать:
- твердый и мягкий – это два разных звука;
- если ребенок называет звук так, как он слышится – это не ошибка.
Игра «Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
Игра «Где живет звук?»
Взрослый даёт ребенку задание определить, где находится заданный звук. Ставится задача: называть картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце.
Игра «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук.
Игра «Звук убежал»
Взрослый называет слова с недостающим звуком.
Перед ребенком, ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью.
Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Игра «Эхо»
Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача ребенка: отстукивание ритма, заданного взрослым.
Игра «Догони звук»
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.
Игра «Поймай слово»
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
Игра «Звукарики»
Оборудование. Красный кружок для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий кружок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...