«С чего начинается гендерное воспитание»
консультация (старшая группа)

«С чего начинается гендерное воспитание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_gendernoe_vospitanie.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «С чего начинается гендерное воспитание»

Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Итак, девочки. С самого детства девочки проявляют «материнский инстинкт», выражающийся в интересе к куклам, к другим малышам, к коляскам. Их прежде всего, интересует человек, его взаимоотношения с другими людьми. Для них характерно проявление интереса к быту (посуда, мебель, еда). Так сложилось, что девочки больше общаются с мамами, сильнее привязаны к ним. У них сильнее развито непроизвольное внимание, они легче поддаются внушению, они поддаются эмоциям. Родители покупают им «девчачьи» игрушки: куклы, посудка, коляски, мебель. Тем самым, развивая в них то, что уже заложено природой.

Представители мужского пола обладают большей физической силой, выносливостью, стойкостью. С детства они больше привязаны к отцам, от них перенимают мужские качества. Мальчишки больше интересуются машинками, гонками, солдатиками, воинами и др. С детства они видят, как папы выполняют мужскую работу по дому: чинят, забивают гвозди, меняют водопровод и так далее. Непроизвольно весь труд разделяют на мужской и женский. Сами родители учат мальчишек быть защитником для сестры, мамы, подруги. Родители покупают мальчикам машинки, автодороги, детские строительные инструменты, воинов и так далее, что само по себе приводит к разделению в воспитании. В обществе так сложилось, что существует воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения и отношения.

Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания. именно с семьи все и начинается.

Судить о том хорошо это или плохо, нужно это или нет судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.

 

 «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

    От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".

Рекомендации  по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).  

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

 

Интерес детей к половым (сексуальным) вопросам

Этапы развития сексуальности у детей и подростков

         Маленькие дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует. Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек – другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора чаще в дошкольном возрасте, но иногда даже в 11—12 лет.

         Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным. Очень важно предоставить ребёнку информацию в той форме и в том объеме, который он способен воспринять в соответствии со своим возрастом. Две крайности таковы: первая - это когда в ответ на вопрос ребёнка (к примеру) "а откуда берутся дети?" родители покупают энциклопедии и атласы по соответствующей теме и начинают усиленно просвещать своего ребёнка (хотя в этом он совсем в данный момент и не нуждался). Вторая крайность - это демонстрирование смущения и молчание в ответ (в лучшем случае) или фразы типа "мал ещё" (в худшем случае). Адекватной реакцией родителя в ответ на такой вопрос ребёнка могла бы быть демонстрация заинтересованности любознательностью ребенка, демонстрация спокойствия и дача информации, достаточной для утоления познавательного интереса ребёнка (к примеру, ответ типа "ты сначала рос в животике у мамы, а потом выпрыгнул оттуда"). Таким образом из психосексуального воспитания следует исключить любые крайности. Огромный вред может нанести избыточная информация, в равной степени как и недостаточная. Что самое главное для родителей и педагогов, так это определить «зону охвата» подобных тем, соразмерно развитию личности ребенка, которая будет доступна для понимания в данном возрасте.

         В своем психосексуальном развитии ребёнок проходит ряд стадий. При этом следует понимать, что половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» – только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

         Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

         Психосексуальное развитие – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и психосексуальное развитие соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу (содержание).

         Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Первые 1,5-2 года авторитет родителей в первую очередь матери, чрезвычайно высок. «Мама сказала» - и это не подлежит сомнению во всех случаях, в то числе когда ребенку отвечают, кто он: мальчик или девочка. В отношении имени не рекомендуется давать детям имена, которые могут носить как девочки, так и мальчики (это может запутать ребёнка в осознании своего пола - "Саша", "Женя" и т. п.)

 В дошкольном возрасте наступает понимание разницы между девочками и мальчиками,  осознавание себя как девочки или мальчика. Ребенок сам видит разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, улавливает разный тембр голоса, и делает вывод, что весь окружающий мир делиться на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить стать на один день лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнивать свое тело с телом сверстников, не пропуская детали. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем больше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного, как чего-то постыдного и грязного.

         Как факт экспериментирования со своим телом и утверждения себя в выбранной роли следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. Трех-пяти летние дети играют в «доктора», «маму и папу» и т.п., где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры своих детей. Обычно после 5-6 лет, если ребенок уже «проиграл», эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере, до пубертатного возраста. Если же такого экспериментирования не произошло, возможна фиксация на этой тематике в более старшем возрасте (в частности, в младшем школьном возрасте сверстники называют таких детей "сексуально озабоченными" - такие дети, не проиграв возрастные роли в полагающемся дошкольном возрасте, "отыгрывают" их на следующем возрастном этапе.

         Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное – одиноких, несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживание себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Врачи поэтому все чаще находят, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка (хотя и не всегда), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношений в семье, где растет данный ребенок. Поэтому первой реакцией родителя на замеченную мастурбацию детей может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки и заботы по отношению к нему. Ну а если вы застали своего дошкольника за этим делом - тогда просто (без крика и паники) объясните ему примерно следующее: что трогать без нужды нельзя, т. к. она может тогда заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребёнку темы - предложите вместе поиграть во что-нибудь интересное. А главное - увеличьте долю внимания, ласки и проявлений заботы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается литературное воспитание ребенка?

С чего начинается литературное воспитание ребенка?...

С чего начинается литературное воспитание

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т...

С чего начинается литературное воспитание ребенка.

Художественная литература —  важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравст...

С чего начинается гендерное воспитание.

Материал предназначен для родителей и педагогов, интересующихся вопросами гендерного воспитания....

Консультация для родителей "С чего начинается полоролевое воспитание?"

Рекомендации  о том,  как и когда нужно начинать полоролевое воспитание...

"С чего начинается гендерное воспитание"

Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологически...

Консультация для воспитателей "С чего начинается литературное воспитание ребёнка?"

Основная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре, стремления к общению с ней, умения слушать и поним...