Проект "Чудо-огород"
проект (младшая группа)
Проект для второй младшей группы "Чудо-огород"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo-ogorod.docx | 53.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
« Чудо - огород»
во второй младшей группе
2020 год
Наименование проекта: « Чудо - огород»
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: воспитатели, родители и дети
Сроки реализации проекта: июнь-август 2022
Постановка проблемы: у дошкольников не достаточно сформированы знания о культурах, выращиваемых на огородах. Проект «Чудо-огород» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в живой природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур на участке.
Цель проекта: развитие познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в уличных условиях.
Объект исследования: процесс выращивания овощных культур.
Задачи проекта для педагогов:
1. Организовать работу на участке для систематических наблюдений за овощными культурами;
Задачи проекта для родителей:
- Активизировать позицию родителей как участников образовательных отношений
(в подготовке и оформлении огорода и клумбы на участке группы);
- Оформить презентацию «Огород в картинках».
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
Дать представление о выращивании растений из семян (свекла, морковка, горчица салатная) о зависимости их роста от условий (наличия влаги, света, тепла, почвы);
Способствовать развитию умения различать растения и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;
Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия; делать простейшие выводы;
Развивающие
Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;
Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Что мы знаем о растениях? | Что мы хотим узнать о них? | Как мы это узнаем? |
Могут пить. Они растут. У них есть листья. Овощи можно есть. | Почему растения растут? Из каких частей оно состоит? Как растение питается? Зачем нам растения? | Спросим воспитателя? Спросим взрослого? Прочитаем в книге и по телевизору? Спросим у родителей? |
Обучающиеся
- получат необходимые знания об условиях роста растений через опытнической деятельности;
- выявят в познавательно-исследовательской деятельности многообразие и разнообразие посевного материала (семян овощных культур);
- будет формироваться бережное отношение к миру растений;
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
У родителей:
Получат опыт совместной реализации проекта;
Конкретизируют педагогические знания о реализации работы на разных этапах проекта с детьми;
Формы работы: игровая, познавательно – исследовательская
Взаимодействие с детьми:
- наблюдения,
- беседы с рассматриванием картинок, схем, алгоритмов,
- отгадывание загадок;
- экспериментальная и опытническая деятельность,
- чтение художественной литературы,
- дидактические игры,
- сюжетно-ролевые игры,
- тематические прогулки,
- оформление фотоальбома, Дневника наблюдений.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы,
- работа с родителями по реализации мероприятий проекта через сайт ОУ (раздел «Сидим дома с пользой»);
- рекомендации,
- наглядные информационные материалы,
- выполнение творческих заданий.
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на участке, мы вырастимгорчицу салатную, свеклу, морковь. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, совочки, лейки с водой, грабельки.
I. План-график мероприятий
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный (июнь-1 неделя)
2 Этап – Основной (практический- исследовательский) (июнь (со 2 недели) -август)
3 Этап – Заключительный (август- 4 неделя)
- Подготовительный этап
- Выбор темы проекта
- Постановка цели и задач проекта, постановка проблемы.
- Определение последовательности выполнения работы по реализации мероприятий проекта.
- Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
- Подбор наглядного материала, Д\И, атрибутов к С\Р играм, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.
- Подготовка посадочного материала (семян и рассады) и земли.
- Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
- Основной этап (июнь-август)
План реализации проекта | ||
Сроки | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
ИЮНЬ | ||
1неделя | 1.Беседа с детьми на тему: «Что такое огород?», 2.Д/И «Узнай на ощупь»; «Угадай на вкус» 3.Трудовая деятельность: «Подготовка грядок на огороде к посеву семян и рассады овощных культур» | Участие родителей в проектной деятельности (подготовка огорода на участке группы: -рыхление почвы, -посадочного материала (семян: гороха, моркови, свеклы, салата), инвентаря: совочки, лейки, грабельки. |
2неделя | 1.Беседа «Как растут овощи» 2.Рассматривание семян овощных культур: гороха, морковки, свеклы, салата. 3.Ситуативный разговор «Условия необходимые для роста растений» (уход за посадками (растениями) и бережное отношение к всему живому). 4.Рассматривание схемы посадки семян растений морковки, свеклы и гороха. 5.Трудовая деятельность: совместный посев семян и полив. 6.Наблюдение за посевами в течение недели. | Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через рекомендации на сайте группы, в разделе «Сидим дома с пользой» Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через сайт группы и поиграть в игру «Угадай на вкус» (положите на тарелку нарезанные овощи (огурец, морковь, помидор, зелень: лук и укроп; затем накройте салфеткой тарелку, предложите поиграть ребенку, закрыв глаза. Вы вилочкой кладете овощ в рот ребенку, а он угадывает его на вкус). |
3 неделя | 1.Беседа «Волшебные семена», 2.Дидактическая игра «Чье семечко?» Д\И «Чудесный мешочек» (с муляжами овощей). Д\И «Отгадай загадку об овощах» 3.Совместная деятельность (аппликация по теме «Морковка для зайчика». 4.Наблюдение за посевами (в течение недели). «Состав почвы» 5.Трудовая деятельность: «Полив посевов овощных культур на огороде» 6.Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки изменений (появление первых листочков). | Предложить родителям: - рассмотреть Дневник наблюдений и подготовить его для наблюдений с детьми дома; - выполнить аппликацию по теме «Морковка для зайчика» в совместной деятельности с детьми, воспользоваться предложенными материалами на сайте в разделе «Сидим дома с пользой» |
4 неделя | 1. Беседа «Как вода помогает растениям?» Знакомство детей с пословицами: Лук с чесноком — родные братья. Без капусты щи не густы. Лук от семи недуг. Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет. 2.Д\И «Овощи и фрукты» 3.Сюжетно–ролевая игра по проекту огород: «Магазин овощей» 4.Наблюдение за всходами (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки всходов). 5.Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» | Предложить родителям поиграть в подвижную игру «Горячая картошка» Повторите с детьми поговорки и пословицы: Лук с чесноком — родные братья. Без капусты щи не густы. Лук от семи недуг. Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.
Запишите в дневнике наблюдений, что произошло с семенами , которые вы посадили( взошли, после поливки и тд..) Подготовка атрибутов к С\Р |
ИЮЛЬ | ||
1 неделя | 1 Беседа «Человек и растение» 2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», 2.Чтение худ. литературы: р.н.с. «Вершки и корешки» 3.Д/И: «Узнай на ощупь», 4.Пальчиковая гимнастика «Овощи» 5.Наблюдение за растениями. Опыт – наблюдение за ростом: свекла, морковка, лук, кабачок, салат (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки растений). 6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» | Повторите с детьми из чего состоит растение: корень, стебель, листья. Подготовка атрибутов к Д/И «Огород» Поиграйте с ребенком в игру: «Магазин овощей», пусть ваш ребенок будет продавцом , а вы покупатель и на оборот. |
2 неделя | 1.Опытно-экспериментальная деятельность «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений». 2.Рассматривание книг, иллюстраций о культурных растениях; «Овощи и фрукты» 3.Рассматривание муляжей овощей и фруктов. 4.Лото «Парные картинки» 5.Наблюдение за растениями (ежедневно). Рассматривания алгоритма роста свеклы, морковки, лука, кабачка, салата. Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки развития растений). 6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» | Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты» Проиграйте с детьми сценку «Однажды хозяйка с базара пришла» Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением различных растений |
3 неделя | 1.Беседа «Культурные растения и их польза» 2.Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты» 3. Пословицы и поговорки «Без капусты щи не густы» Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться» «Щей поел – словно шубу надел» «Огород – для семьи доход» 4.Чтение худ. литературы: С.В. Михалкова «Овощи». 5.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 6.Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «Ягоды, овощи и фрукты», «С какой ветки детки» 6.Наблюдение за растениями «Строение растений», которые выросли на огородике на участке: свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков | Изготовление памятки для родителей "Как приучить детей есть овощи и фрукты". Повторите с ребенком пальчиковую гимнастику «Апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто-куда! |
4 неделя | 1.Рассматривание и обсуждение картин «В огороде», «В детском саду» 2.Составление описательных рассказов по картинам. 3.Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений» 4.Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла» 5.Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «С какой ветки детки» 6.Наблюдение «Движение растений за солнцем в течение дня». Разрыхление почвы, прополка сорняков. | Предложите ребенку рассмотреть вместе с вами деревья, которые растут рядом с домом : 1.Из чего состоит растение: стебель, корни, листья 2. Для чего нужны растению: корни, стебель, листья, |
АВГУСТ | ||
1неделя | 1.Беседы по теме «Значение овощей в жизни человека» 2.Наблюдения «Растут ли наши растения». 3.Опытно-экспериментальная деятельность: «Сравнение плодов разных культур» Пальчиковые игры «Пальчики в саду» 4. Сюжетно-ролевые игры «Садовники» 5. Коллективная аппликация «Свекла». 6. Полив грядок, клумб с цветами | Подготовка атрибутов к С/И «Садовники» |
2 неделя | 1.Беседы по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты» 2.Наблюдение – опыт «Вода и растение» 3.Подвижно – дидактические игры «Бабочки и цветочки» 4 Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное» 5.Чтение художественной литературы. Стихотворения В. Волиной «Наша грядка» 6.Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков | Предложите ребенку вспомнить и назвать овощи и фрукты, и чем они полезны Предложите прочитать стихотворение В. Волиной «Наша грядка» |
3 неделя | 1.Беседы по «Учимся беречь природу» 2.Пальчиковые игры «Капуста» 3.Настольно - печатные игры «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний» 4. Чтение художественной литературы. Сказка «Репка» 5. Лепка «Редиски с грядки» 6.Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке: свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков | Предложите ребенку слепить вместе любой овощ или фрукт Поиграйте с ребенком в подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное» |
4 неделя | 1.Беседа из личного опыта «Как я помогал в огороде» 2. Настольно - печатные игры « «Найди пару» 3. Чтение художественной литературы. Сказка «Вершки и корешки» 4. Разучивание хороводных и подвижных игр. Хороводные игры «Кабачок» 5.Сбор урожая с грядки. | Совместно с родителями дети собирают созревшие овощи в заранее подготовленные ящики. Поиграйте с ребенком в подвижные игры «Огуречик» |
3.Заключительный этап август
Продукт проекта:
Сравнительный анализ кабачка и морковки.
1. Рассматривание морковки и свеклы: Строение, форма, цвет, величина листьев и корнеплода. Какие овощи на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри?
2. . Вывод: у этих растений разное строение, форма, величина. Они разные на вкус.
Результаты.
Получили знания, научились различать овощные культуры.
Посадили морковку и кабачок.
Провели праздник, представили результаты своего труда.
Вывод: Дети открыли для себя много интересного, расширили свой кругозор.
Вывод
На протяжении трех месяцев труда на огороде получили следующие результаты:
Дети научились делать простейшие выводы из своих наблюдений; все растет - все меняется:
Свекла представляет собой пучок крупных удлиненных листьев с выступающим из почвы округлым корнеплодом.
Морковка образует корнеплод и пышный пучок кудрявых листьев зеленого цвета. Корнеплод моркови плотный и мясистый.
Салатная горчица - была красивая, вкусная, всходы были густыми.
Дети получили навык выполнения трудовых поручений (полив, рыхление, сбор урожая) и условия работы на огороде с родителями и самостоятельно.
Заключение.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, вселяет в них чувство гордости и победы, а также – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
4 Приложения
Список художественной литературы по теме проекта:
-Е. Г. Андреевская «Формирование целостной картины мира в процессе
проектной деятельности дошкольников», Москва. Паганель 2016г.
- Е. Г. Андреевская «Экологическое образование и воспитание в дошкольных
учреждениях», Москва. Паганель 2010г.
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений», М. 2005г.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Неизведанное рядом : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.
Дыбиной. – 2-е изд., исп. М. : ТЦ Сфера, 2013г.