Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду"
консультация

Инна Борисовна Гончарова

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Возникновение у ребенка, так называемого "адаптационного синдрома" является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, взрослым необходимо помочь детям преодолеть страх поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu.docx20.29 КБ
Файл pril_1.docx16.94 КБ
Файл pril_2.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Но кто может быть дороже собственного ребенка для мамы? На протяжении всей жизни маму волнует все, что с ним связано: первые слова, первые шаги, и вот, наконец, наступает момент, когда ребенка необходимо отдавать в детский сад.

Проблема детского сада, хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется своим личным опытом. Сразу же отмечу, что с точки зрения науки в целом,  детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. Хотя существуют такие варианты: как оставить малыша под присмотром бабушки или няни, многие родители, по той или иной причине, поступают традиционно: ищут детский садик. Средний возраст, начинающих посещать детский сад, составляет  2,5 года. Как педагог-психолог могу сказать, что оптимальный возраст – 3 года (начало младшего дошкольного возраста). К этому времени, у ребенка, развиваются психические и физиологические процессы, речь и опорно-двигательные навыки. Но, исходя из обстоятельств, каждая семья, решает это индивидуально. Да и дети в своем развитии, могут выделяться из общей массы. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ, сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, и не все дети, самостоятельно, успешно с ней справляются.

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

  • Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
  • Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь «из рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научится жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым, часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Но вырастая, мы иногда, не забываем о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

Многие родители, параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад, считают владение навыками самообслуживания. Вопрос же о том, в какой мере, ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдение достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, ими  даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба», зачастую, оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей. Наблюдения за детьми в детском саду, свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживаниями, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее, и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий как подойти или обратится к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» представляется не менее важной, чем проблем готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадового» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Привыкание к новым условиям зависит от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети ведут себя внешне спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родителями, он с плачем бросается к ним.

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании и т.д.);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно, страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых, был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. (Проверить предварительную готовность ребенка к поступлению в детский сад можно по анкете в приложении № 1)

Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. (С рекомендациями «Как подготовить ребенка к детскому саду» можно ознакомиться в приложении № 2.) Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел, при поддержке близкого человека. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ДЕТСКОМУ САДУ?»

Уважаемые родители, эта анкета поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в ДОУ и предвидеть возможные сложности адаптации.

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
  • Бодрое, уравновешенное         – 3 балла;
  • Неустойчивое                  - 2 балла;
  • Подавленное                  - 1 балл.
  1. Как Ваш ребенок засыпает?
  • Быстро, спокойно (до 10 мин)- 3 балла;
  • Долго не засыпает                  - 2 балла;
  • Неспокойно                          - 1 балл.
  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
  • Да – 1 балл;                        Нет – 3 балла.
  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
  • 2 часа – 3 балла;                 1 час  - 1 балл.
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
  • Хороший                 - 4 балла;
  • Избирательный         - 3 балла;
  • Неустойчивый         - 2 балла;
  • Плохой                 - 1 балл.
  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
  • Положительно – 3 балла;                 Отрицательно – 1 балл.
  1. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
  • Да – 3 балла;        Нет, но бывает сухой – 2 балла;                 Нет, и ходит мокрый – 1 балл.
  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
  • Сосет пустышку или палец, раскачивается (указать другое) __________________________________ - 1 балл
  • Нет – 3 балла.
  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
  • Да          – 3 балла;        Иногда         – 2 балла;        Нет  – 1 балл.
  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
  • Да  - 3 балла;        Иногда         – 2 балла;         Нет – 1 балл.
  1. Как Ваш ребенок играет?
  • Умеет играть самостоятельно – 3 балла;
  • Не всегда                           – 2 балла;
  • Не играет сам                     – 1 балл.
  1. Какие взаимоотношения с взрослыми?
  • Легко идет на контакт – 3 балла.
  • Избирательно           – 2 балла;
  • Трудно                   – 1 балл.
  1. Какие взаимоотношения с детьми?
  • Легко идет на контакт – 3 балла.
  • Избирательно            – 2 балла;
  • Трудно                     – 1 балл.
  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
  • Да – 3 балла;        не всегда  – 2 балла;        Нет  – 1 балл.
  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
  • Есть – 3 балла;         Не всегда – 2 балла;        Нет – 1 балл.
  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
  • Переносит разлуку легко – 3 балла;                  тяжело – 1 балл
  1. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
  • Есть – 1 балл;         Нет – 3 балла.

Итоговый балл:   _______

40-55 баллов – готов к поступлению в детский сад

24  -39 – условно готов к поступлению в детский сад

16 – 23 не готов к поступлению в детский сад.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как подготовить ребенка к детскому саду»

  1. Убедитесь в собственной уверенности, что Вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, что воспротивится расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
  3. Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателями.
  4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. С гордостью рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  5. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Спрашивайте у малыша, запомнили ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Неизвестность пугает малыша. Когда он увидит, что ожидаемое происходит, он чувствует себя увереннее.
  6. Расскажите, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
  7. Предупреждайте малыша, что могут быть трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно за ним придут.
  8. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать.
  9. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывайте туда недорогие вещи: небольшие игрушки, книжки с картинками, красивые бумажные салфетки и т.д. И каждый день берите оттуда по одной вещи – с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
  10. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки.
  11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас.
  12. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Лучше, если у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  13. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по имени. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  14. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую Вас необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  15. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  16. Помните, что с началом посещения детского сада, ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"

Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....