Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду"
консультация
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Возникновение у ребенка, так называемого "адаптационного синдрома" является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, взрослым необходимо помочь детям преодолеть страх поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu.docx | 20.29 КБ |
pril_1.docx | 16.94 КБ |
pril_2.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
Но кто может быть дороже собственного ребенка для мамы? На протяжении всей жизни маму волнует все, что с ним связано: первые слова, первые шаги, и вот, наконец, наступает момент, когда ребенка необходимо отдавать в детский сад.
Проблема детского сада, хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется своим личным опытом. Сразу же отмечу, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. Хотя существуют такие варианты: как оставить малыша под присмотром бабушки или няни, многие родители, по той или иной причине, поступают традиционно: ищут детский садик. Средний возраст, начинающих посещать детский сад, составляет 2,5 года. Как педагог-психолог могу сказать, что оптимальный возраст – 3 года (начало младшего дошкольного возраста). К этому времени, у ребенка, развиваются психические и физиологические процессы, речь и опорно-двигательные навыки. Но, исходя из обстоятельств, каждая семья, решает это индивидуально. Да и дети в своем развитии, могут выделяться из общей массы. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ, сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, и не все дети, самостоятельно, успешно с ней справляются.
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:
- Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
- Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь «из рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научится жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым, часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Но вырастая, мы иногда, не забываем о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
Многие родители, параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад, считают владение навыками самообслуживания. Вопрос же о том, в какой мере, ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдение достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, ими даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба», зачастую, оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей. Наблюдения за детьми в детском саду, свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживаниями, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее, и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий как подойти или обратится к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» представляется не менее важной, чем проблем готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадового» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Привыкание к новым условиям зависит от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.
Другие дети ведут себя внешне спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родителями, он с плачем бросается к ним.
Причины могут быть самыми разными:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании и т.д.);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно, страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых, был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. (Проверить предварительную готовность ребенка к поступлению в детский сад можно по анкете в приложении № 1)
Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. (С рекомендациями «Как подготовить ребенка к детскому саду» можно ознакомиться в приложении № 2.) Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел, при поддержке близкого человека. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ДЕТСКОМУ САДУ?»
Уважаемые родители, эта анкета поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в ДОУ и предвидеть возможные сложности адаптации.
- Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
- Бодрое, уравновешенное – 3 балла;
- Неустойчивое - 2 балла;
- Подавленное - 1 балл.
- Как Ваш ребенок засыпает?
- Быстро, спокойно (до 10 мин)- 3 балла;
- Долго не засыпает - 2 балла;
- Неспокойно - 1 балл.
- Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
- Да – 1 балл; Нет – 3 балла.
- Какова продолжительность дневного сна ребенка?
- 2 часа – 3 балла; 1 час - 1 балл.
- Какой аппетит у Вашего ребенка?
- Хороший - 4 балла;
- Избирательный - 3 балла;
- Неустойчивый - 2 балла;
- Плохой - 1 балл.
- Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- Положительно – 3 балла; Отрицательно – 1 балл.
- Просится ли Ваш ребенок на горшок?
- Да – 3 балла; Нет, но бывает сухой – 2 балла; Нет, и ходит мокрый – 1 балл.
- Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
- Сосет пустышку или палец, раскачивается (указать другое) __________________________________ - 1 балл
- Нет – 3 балла.
- Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл.
- Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
- Да - 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл.
- Как Ваш ребенок играет?
- Умеет играть самостоятельно – 3 балла;
- Не всегда – 2 балла;
- Не играет сам – 1 балл.
- Какие взаимоотношения с взрослыми?
- Легко идет на контакт – 3 балла.
- Избирательно – 2 балла;
- Трудно – 1 балл.
- Какие взаимоотношения с детьми?
- Легко идет на контакт – 3 балла.
- Избирательно – 2 балла;
- Трудно – 1 балл.
- Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
- Да – 3 балла; не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл.
- Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- Есть – 3 балла; Не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл.
- Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
- Переносит разлуку легко – 3 балла; тяжело – 1 балл
- Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
- Есть – 1 балл; Нет – 3 балла.
Итоговый балл: _______
40-55 баллов – готов к поступлению в детский сад
24 -39 – условно готов к поступлению в детский сад
16 – 23 не готов к поступлению в детский сад.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как подготовить ребенка к детскому саду»
- Убедитесь в собственной уверенности, что Вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, что воспротивится расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
- Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателями.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. С гордостью рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Спрашивайте у малыша, запомнили ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Неизвестность пугает малыша. Когда он увидит, что ожидаемое происходит, он чувствует себя увереннее.
- Расскажите, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
- Предупреждайте малыша, что могут быть трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно за ним придут.
- Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать.
- Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывайте туда недорогие вещи: небольшие игрушки, книжки с картинками, красивые бумажные салфетки и т.д. И каждый день берите оттуда по одной вещи – с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Лучше, если у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по имени. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
- Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую Вас необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- Помните, что с началом посещения детского сада, ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по адаптации детей в детском саду.
Краткие советы для родителей...
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ...
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....
Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"
Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....