Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Смолякова Ольга Владимировна

«Фонематический слух - основа правильной речи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 62 «Кубики»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК.

Консультация для родителей

«Фонематический слух - основа правильной речи».

                                                                                             

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                      воспитатель

                                                                                                        Смолякова О.В.

Цель: обучение родителей приёмам развития навыков звукового анализа и синтеза.
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи-понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.   У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи - способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный-глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков -того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.

Задача взрослого-всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.

Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Первый этап - узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.

Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо - касаются пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап - различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант- хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (па, мы. о, ук, ку, ак и т. д.).

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком.

2. Различение изолированных звуков.

3. Различение звука в слогах, словах.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие - шипящие, звонкие - глухие, Р -Л и т.д.).

6. Придумывание слов на определённый звук.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и «Определи первый звук»), затем - первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: С-Ш, Р-Л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска - мишка, усы -осы, ком - сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний».

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...