Формирование сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Материал составлен с использованием кнМихи игайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-еизд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_pedagogov_-_igra.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сюжетно-ролевой игры
детей младшего дошкольного возраста
С использованием Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация
сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е
изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе «открывает» детям новый более сложный способ ее построения.
3. На каждом возрастном этапе воспитатель организует ребенка на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнерам.
4. Педагогический процесс на каждом возрастном этапе должен состоять:
- Формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми;
- Создание условий для совместной игровой деятельности детей.
Школа игры
Учебный центр им. Л.А.Венгера программа «Детство» И.Я.Михайленко, И Я Короткова | Центр «Дошкольное детство» Им. А.В.Запорожца Программа «Истоки» С.Л.Новоселова, Р.А.Иванкова |
Этапы развития игры (способ построения игры) | |
1. Условный предметно-игровой способ (1,5-3 года). 2. Ролевой способ (3-5 лет). 3. Сюжетно-сложение, игры-фантазии, игры –придумки. | 1. Сюжетно-отобразительная игра (1,5-3 года). 2. Сюжетно-ролевая игра (3-5 лет). 3. Режиссерская игра, игра-придумывание. |
ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (ОТ 1,5 ДО 3,5 ЛЕТ)
Задачи:
- Формирование парного предметного взаимодействия.
- Умение выполнять условные игровые действия с сюжетными игрушками.
- Умение выполнять условные игровые действия с предметами-заместителями (ПЗ). Использовать один и тот же ПЗ для разных игровых действий.
- Умение выполнять 1 условное действие с разными игрушками и ПЗ.
- Умение выполнять разные условные действия с игрушками и ПЗ, т.е умение связывать действия в смысловую цепочку, условно обозначать их. Продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
- Умение вступать в кратковременное взаимодействие со сверстниками, обмениваясь условными действиями.
- Умение выполнять игровое действие с воображаемым предметом.
Технология:
Задачи игровой деятельности раннего возраста реализуются через совместную игру воспитателя с ребенком, где воспитатель выступает в качестве играющего партнера, открывающего новый способ, условные действия «как будто», «понарошку».
Педагогические условия:
Игра протекает на фоне одноперсонажного, однотенного сюжета.
Педагогические приемы:
Интерес ребенка учитывается в первую очередь.
- Воспитатель развертывает сюжетную игру на виду у детей.
- Воспитатель играет эмоционально, с удовольствием.
- Воспитатель приглашает ребенка поиграть вместе с ним. Тема выбирается в зависимости от интересов ребенка («Давай поиграем! А во что ты хочешь?»).
- Воспитатель подключается к игре ребенка в целях раскрытия способов построения игры.
- Воспитатель стимулирует словесное обозначение игровых действий партнеров сверстников.
Примечание: Воспитатель должен поиграть с каждым ребенком индивидуально 5-7 раз
(с усложнением) в течении 7-10 мин. (утро, вечер) в любое удобное время.
Этапы взаимодействия воспитателя с ребенком по передаче игрового опыта.
- Передача условных действий с сюжетными игрушками.
- Передача игровых умений с предметами-заместителями (ПЗ).
- Передача игровых умений с воображаемыми предметами.
I полугодие - формирование условных действий с сюжетными игрушками и ПЗ.
II полугодие - формирование умения выстраивать цепочки-действия (2-3 цепочки).
В целях формирования самостоятельной игры необходимо:
- Предлагать детям тот материал, который он использовал в игре с ребенком.
- Частично или полностью создавать игровые ситуации из готовых игрушек и ПЗ. (Игровая среда должна быть динамична. Ребенок встал с постели и в его поле зрения попала новая игровая ситуация).
- Создавать условия для кратковременного взаимодействия детей (все для предметов, которые катятся: дорожка, скамейка, горка и т.д.)
ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ (МЛАДШАЯ ГРУППА)
Задачи:
1. Сформировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль для партнера.
2. Формировать умение развертывать парное ролевое взаимодействие – элементарный ролевой диалог с партнером – взрослым, а затем со сверстником.
Технология:
Задачи воспитатель решает, играя вместе с детьми, занимая в игре позицию равного, заинтересованного партнера. Воспитателю необходимо строить совместную игру с ребенком таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение.
Педагогические приемы и этапы совместной игры воспитателя с детьми.
- Наблюдая за игрой ребенка и учитывая его интересы, педагог подключается к игре ребенка, если отмечает, что нет ролевого общения.
Взрослый берет на себя основную роль, у него партнер- игрушка. (Педагог – «мама», кукла – «дочка»). Взрослый принимает на себя игровую роль, обозначает ее и разворачивает диалог с игрушкой.
Взрослый втягивает ребенка в совместную игру, ребенку предлагается дополнительная роль («Моя дочка не хочет гулять, а твоя тоже?») Идет передача опыта: воспитатель все время говорит и задает вопросы, ребенку дается образец игры.
Этот прием воспитатель использует ежедневно с 1-2 детьми индивидуально, до 7-10 мин.
2. Воспитатель подключается к игре детей, («Кто капитан? Можно мне с вами поиграть? А кем мне быть? А что мне делать?») У ребенка – основная роль, у воспитателя – дополнительная.
Задача воспитателя наладить ролевое общение и при отсутствии сюжета развить сюжет. Речь воспитателя является моделью общения для детей.
Воспитатель может привлечь других детей («Хочешь играть? А ты спроси у капитана, что тебе делать?») Воспитатель уступает дополнительную роль другому ребенку.
3. Создание чисто разговорной ситуации – телефонный разговор (II полугодие; не ранее 3,5 лет)
- по мотивам известных сказок (не надо требовать буквальной передачи текста, следует держаться сюжетной линии – идет импровизация);
- бытовые разговоры м/у членами семьи, врачом и больным;
- темы ОБЖ (в ст. группах)
Требование к игрушке-телефону – жестко закрепленный диск. Идет знакомство с телефонным этикетом.
4. Для подготовки принятия ребенком своей роли воспитатель наблюдает самостоятельную игру ребенка с игрушкой (у ребенка уже появляется ролевая речь, обращенная к игрушке) и когда цепочку специфических ролевых действий можно связать с названием роли, обращаться к ребенку с вопросами : «Ты как мама кормила дочку?», «Ты шофер? Везешь кирпич на стройку?»
Педагогические условия:
Сюжеты однотенные, 2-х – персонажные (взаимодополнительные роли: «мама-дочка», «врач-больной») и многотенные, одноперсонажные. Независимые роли могут присутствовать в любом сюжете, где ребенок может обойтись без партнера (режиссерская игра).
ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ РЕБЕНКА 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ (средняя группа)
Задача:
Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Технология:
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где воспитатель выступает в роли интересного партнера.
Педагогические условия:
- Использование однотенных многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой:
дополнительная роль 1 (событие 1) матрос
Основная роль дополнительная роль 2 (событие 2) капитан пассажир
дополнительная роль 3 (событие 3) водолаз
Участников игры должно быть меньше, чем персонажей в сюжете.
Педагогические приемы:
1. Подключение к игре ребенка (или игра начинается по инициативе воспитателя). Главная роль принадлежит ребенку, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Т.е. воспитатель дает образец как можно менять роль в процессе игры, идет развитие сюжета.
Для начала можно предлагать смену ролей по мотивам сказочных сюжетов:
Мачеха
Золушка Фея
Принц
3. Подключение к игре ребенка. Но теперь взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей.
4. Начинать работу с детьми следует индивидуально (утро, вечер), используя каждый удобный момент. С каждым ребенком желательно развернуть 2-3 раза (каждый меняя тематику) по 7-10 мин.
5. Педагог может охватить формирующим воздействием сразу несколько детей. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Вовлечение детей в игру (или подключение их к игре) осуществляется только по их желанию. Дети имеют полную свободу «выхода» из игры.
6. Воспитатель использует минимальное количество игрушек, учит детей по ходу игры использовать воображаемые предметы и предметы-заместители (ПЗ) для развития сюжета.
В такой игре не нужны специальные ролевые атрибуты (не путать сюжетно-ролевую игру с театрализованной деятельностью с переодеванием).
В самостоятельной игре детей воспитатель оказывает влияние через организацию игровой среды и иногда может включаться в детскую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно - ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Памятка воспитателю...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста....
Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "
Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевые игры...