Проект "Народная кукла"
проект (подготовительная группа)

Людмила Алексеевна Кричковская

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 153_dou_proekt_narodnye_kukly_na_sayt.docx406.8 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль методических разработок по изучению истории и культуры России,

посвященный культурному наследию народов России

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Народные куклы»

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\а1.jpg

Авторы: Кричковская Людмила Алексеевна

Стрепетилова Марина Михайловна

г.Тюмень, 2022г.

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный (1год).

Участники проекта: педагоги группы, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Актуальность:

«Кто в куклы не играл – счастья не видал» - гласит народная пословица. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Детские игры всегда удивляют своей подражательностью. Куклы, как никакие другие игрушки позволяют еще в детстве прожить жизненные ситуации из будущей взрослой жизни, а потом, мы, будучи уже взрослыми с теплом и трепетом вспоминаем наших кукол. Куклы всегда идут в ногу со временем. Сейчас это создания, сделанные из современных материалов, а раньше – из того что было под руками: дерева, соломы, а чаще всего из ткани. В наше время народная кукла – это возможность прикоснуться к нашему прошлому, ощутить связь времен, вернуться в прошлое, приобщиться к традициям. Изготавливая народную игрушку, ребенок знакомится не только с историей куклы, но и с историей своего народа, с культурными и нравственными ценностями. А опыт и куклы, сделанные собственными руками, становятся бесценными.

Проблема: В современном мире со множеством игр и игрушек идет обесценивание предметов и как следствие, у детей очень слабый интерес к народной кукле.

Цель проекта: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Создание своей коллекции народных кукол.

Задачи проекта:

Обучающие:

1.Познакомить детей с народными традициями изготовления кукол и их историей.

2.Уточнить знания детей о явлениях природы и народных праздниках.

3.Формировать представления о свойствах тканей и природного материала, используемого при изготовлении кукол.

Развивающие:

1.Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение, творческие способности.

2. Побуждать детей к проявлению аккуратности и безопасности в работе с нетрадиционными материалами.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, интерес к традициям.

2. Развивать умение слушать друг друга, не перебивать, помогать друг другу.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный:

-Подборка фото иллюстраций о куклах, методического материала.

-Цикл бесед «Народная игрушка».

-Чтение стихов и сказок о куклах.

2 этап – основной:

-Посещение музеев, мастер-классов, библиотеки.

-Изготовление кукол и игрушек.

-Выставка кукол и игрушек «Чудесная ёлочка».

3 этап – заключительный:

-Коллекция «Народные Куклы своими руками».

-Творческий уголок «Мастерская куклы».

-Огород на окне «В деревню к бабушке».

Работа с родителями:

консультация: «Народная кукла – как традиционный элемент воспитания детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;

- мастер классы: посещение музея им. И.Я. Словцова «Изготовление народной куклы Подорожницы»; посещение тюменского областного фестиваля «Стежки – дорожки» и мастер-класса «Кукла на палочке»;  посещение городской библиотеки и МК «История кукол»;

- составление творческого альбома «Народная тряпичная кукла».

Обмен опытом:

- «Кукла Стригушка» публикация на официальном сайте ДОУ и сайте Детские сады Тюменской области;

Участие в городском конкурсе детского творчества «Добряша» (изготовление куклы своими руками), организованный ИМЦ г.Тюмени;

- «Кукла Рябинка» публикация на официальном сайте ДОУ и сайте Детские сады Тюменской области;

- «Народная кукла» презентация проекта на методическом совете детского сада;

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения.

Ожидаемый результат:

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

- распространение педагогического опыта в ДОУ и городских конкурсах

Для детей:

-приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям;

-повышение интереса к народной кукле;

- развитие познавательной активности в изучении истории русского народа;

--развитие творческого воображения, стремления к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей;

- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;

- развитие мелкой моторики рук;

- расширение и активизация словарного запаса: «народная», «фартук», «кайма», «рукодельница»,  «безликая»«оберег»«лоскут»«тряпичная» и др.

Для родителей:

- участие родителей в организации работы по проекту;

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ и создании коллекции «Народная кукла».

Продукт проекта: подборка литературы о куклах, выставка кукол изготовленных детьми, украшение ёлки и «огорода на окне» самодельными куклами и игрушками, коллекция народных кукол.

План реализации проекта:

Сентябрь

- Поиск и подбор методической литературы.

- Беседа «История возникновения куклы».

- Презентация наглядно-тактильная «Бабушкин сундучок».

- Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

- Хороводная игра «Платок».

- Консультация для родителей «Народная кукла – как традиционный элемент воспитания детей».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\132.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\134.jpg

Октябрь

- Беседа «Виды кукол».

-Мастерская «Куклы и игрушки из бумаги».

- Дидактическая игра «Кто ты куколка моя».

- Дидактическая игра «Русская матрешка».

-Рассматривание книг, иллюстраций с народными куклами «Василиса прекрасная», «Терешечка»,

Е.И Князева «Мир кукол», Н.Курбатовой «Игрушки».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\59.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\58.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\124.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\123.jpg

Ноябрь

- Мастерская куклы «Стригушки» из природных материалов.

- НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями».        

-Пальчиковая гимнастика «Напёрсток».

-Развлечение «Русская матрешка».

-Знакомство с русским устным народным творчеством.

- Хороводная игра «Приехала купаленки.

- Изготовление картотеки «Стихи о народной кукле».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\61.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\13.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\64.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\102.jpg

Декабрь

-Участие в городском конкурсе детского творчества «Добряша».

-Беседа «Русская народная кукла».

-Рисование «Моя народная тряпичная кукла».

-Экспериментирование с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

-Конструирование с детьми «Кукла закрутка».

-Посещение тюменского областного фестиваля «Стежки –дорожки» и МК «Кукла на палочке».

-Украшение ёлки самодельными куколками.

-НОД «Игрушка-барабанчик».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\97.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\44.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\118.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\126.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\120.jpg

Январь

- Лепка «Сарафан для куклы». 

- И.Рюмина «Куклы наших бабушек».

- Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери».

- Дидактическая игра «Узнай по описанию».

-Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки».

-Изготовление «Барышни» с использованием техники папье-маше.

-Мастер - класс для родителей с детьми «Смастери дома Куколку - колокольчик».

- Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».

- Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы.

-Заучивание и чтение стихотворений  Е. Железной «Куколка», С. Вахромеевой «Кручу верчу».

-Рассказы детей о кукле сделанной дома.        

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\109.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\108.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\110.jpg

Февраль

- Презентация «Куклы, в которые играли наши бабушки».

- Чтение сказки «Крупеничка».

- Чтение сказки «Матушкина куколка».

- Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя».

-Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол».

- Изготовление альбома «Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы».

 -Мастерская «Куклы на палочке» тряпичной куклы.

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\68.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\67.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\69.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\5.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\10.jpg

Март

-Беседа «Моя любимая игрушка».

- Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).

-«Народная кукла» презентация опыта на методическом совете детского сада.

-Мастерская ниточной куклы, знакомство с «Мартинцами».

- Рисование «Моя обереговая кукла».

- Чтение сказки «Десятиручка».

- Дидактическая игра «Закончи узор».

-Хороводные игры «Шел козел по лесу»«У бабушки Маланьи».

- Изготовление альбома «Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\38.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\39.jpg

Апрель

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

- Посещение городской библиотеки и МК «История народной куклы».

- Составление творческого альбома «Народная тряпичная кукла.

- Составление описательных рассказов на тему «Моя куколка».

- Дидактическая игра «Народные промыслы».

-Посещение музея им. И.Я. Словцова «Изготовление народной куклы Подорожницы».

- Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

- Конструирование куклы «Зайчик на пальчик».

- Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Дочки-матери».

- Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

- Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка».

- Изготовление картотеки «Стихи о народной кукле».

- И.Рюмина «Куклы наших бабушек».

-Оформление огорода на окне «На деревню к бабушке».

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\я11.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\я10.jpg

Май

- Завершение проекта:

-Открытое занятие для педагогов ДОУ «Кукла-хороводница».

- Создание в группе мини-музея «Народная кукла».

- Презентация проекта «Куколка народная– отличная игрушка».

- Посещение музея детьми других групп.

-Выставка семейных работ «Игрушка своими руками» (работа с родителями).

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\я1.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\53.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\140.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\142.jpgD:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\57.jpg

D:\КУКЛЫ\КУКЛЫ\24.jpg

Список литературы:

Кричковская Людмила Алексеевна, Стрепетилова Марина Михайловна воспитатели МАДОУ Д/С № 153 города Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....