Консультация для педагогов «Изучение физических явлений в ДОУ»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Авцынова  Наталья  Владимировна

Консультация для педагогов  «Изучение физических явлений в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 170»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

Тема: «Изучение физических явлений в ДОУ»

                                                                                                                                                 Выполнил:

Авцынова Н.В.

г.Воронеж

Для знакомства с физическими явлениями в ДОУ активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого [13, с. 19-21].

Поисково-познавательная деятельность дошкольников протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуются в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

Знакомясь с законами неживой природы, ребенок учится анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему они протекают так; устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.

Важно помнить, что при знакомстве прежде всего необходимо учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют, чтобы при объяснении ребенок и сам действовал с предметами, со свойствами которых его знакомят. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи

Для успешного формирования знаний о физических явлениях, предлагаю некоторые методические рекомендации (из опыта работы)

Воспитателю необходимо в начале учебного года разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой.

Педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.

Воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).

Воспитателям и родителям рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года

Взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.

Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.

Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.

Воспитатель должен знать хорошо психологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах. Это позволит воспитателю серьёзно и вдумчиво отобрать наиболее эффективные методы и приёмы, создать необходимые педагогические условия, а также правильно организовать работу для ознакомления с физическими явлениями и развития наблюдения. Так, ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. При формировании культурно-гигиенических навыков воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт.

На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь. На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов.

Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются, если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля - твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно - падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

Причинно-следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы [20, с.142-143].

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно - следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег - вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно - следственных связей в природных явлениях.

Таким образом, к живой природе относят всё, что двигается и развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы: вода, воздух, определимая температура, свет, почва. Сюда же включен и человек. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет остаются неизменной.

Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Дошкольные учреждения активно работают над формированием экологической культуры дошкольников, проводит систематическую работу по знакомству явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами). При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т.д., практические (игры - дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т.д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира:- знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плав...

Методическая разработка по окружающему миру "Звук как физическое явление"

Цель разработки: формирование представлений о звуке как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными....

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Мастер-класс «Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»

laquo;Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»...

Консультация для воспитателей "Как познакомить дошкольников с физическими явлениями"

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания...

Консультация для педагогов "Изучение ПДД в подготовительной к школе группе"

Консультация для педагогов "Изучение ПДД в подготовительной к школе группе":1. ФГОС: Изучение ПДД в подготовительной группе детского сада;2. Игры: Сюжетно-ролевые игры в подготовительной гру...