Аналитическая справка "Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ"
материал
Справка оперативного контроля состояния работы педагогов по применению ИКТ. Выявление уровня использования цифровых ресурсов каждым педагогом и компетентное применение их в своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_ikt_mart_2022_g.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Справка по итогам оперативного контроля
«Обследование уровня использования ИКТ – технологии в образовательном процессе с воспитанниками».
17 марта 2022 г.
В соответствии с годовым планом МАДОУ д/с № 373 на 2021-2022 учебный год и утвержденным планом на март 2021г. оперативный контроль по теме «Обследование уровня использования ИКТ – технологии в образовательном процессе с воспитанниками» прошел 14.03.-15.03.2022 года.
Цель: Выявить уровень соответствия использования средств ИКТ- программным целям и задачам, технологиям в образовательном процессе.
Для осуществления контроля создана комиссия в составе:
-Вязникова Н.А., старший воспитатель,
-Панкова О.А., воспитатель, председатель методсовета.
Контроль осуществлялся по следующим направлениям:
Ø обследование области применения ИКТ-технологии педагогами ДОУ;
Ø оценка профессионального мастерства педагога;
Ø обследование оборудования использующего в воспитательно-образовательном процессе по данной теме.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.
Анализ показал, что в настоящий момент все педагоги владеют компьютером. Доступ к сети Интернет имеется в методическом кабинете. В 6 группах из 10 имеются смарт-телевизоры. В 4 группах ноутбуки. Так же имеются 1 видеопроектор (муз. зал) и 1 цветной и 4 черно-белые принтеры.
В кабинетах специалистов имеются 2 стационарных компьютера, 1 ноутбук, к которым воспитатели так же имеют доступ, что позволяет подготовить эстетичный, качественный игровой материал, соответствующий запросам детей. Педагоги очень часто используют свои телефоны для видеозаписи и фото режимных моментов, занятий, развлечений, праздников, кукольных театров и т.д. В методическом кабинете, для общего пользования имеется 2 ноутбука. Все группы и физкультурный зал имеют музыкальные центры.
Схема обследования области применения ИКТ-технологии показала, что абсолютное большинство педагогов используют компьютер в педагогической деятельности; в данном случае он служит предметом поиска методического обеспечения образовательного процесса, оформления календарного плана. Видеопроектор в музыкальном зале используется для презентаций по темам годового планирования, проектной деятельности, презентации консультаций, семинаров на методических совещаниях и, конечно, для проведения педагогических советов.
Некоторые педагоги испытывают затруднения в подборе качественного контента интерактивных игр в сети Интернет. Педагоги групп активно применяют в деятельности музыкальные центры. Видеокамера используются педагогами достаточно редко. Причиной может быть недостаточная осведомленность педагогов о возможностях использования данной аппаратуры в воспитательно-образовательном процессе, либо технически более сложное его использование.
Области применения ИКТ в деятельности педагогов детского сада разнообразны. Все педагоги подготавливают отчетную документацию в электронном виде, 12 педагогов владеют способами создания мультимедиа презентаций; 4 педагога владеют способами создания слайдшоу и видеофильмов при помощи специальных программных средств.
Педагоги детского сада по рекомендации проходят дистанционные программы повышения квалификации, участвуют в различных конкурсах. Все педагоги используют ИКТ при организации работы по совершенствованию профессионального мастерства. Каждый из педагогов имеет тему совершенствования профессионального мастерства (план по самообразованию). Тематика определяется профессиональными затруднениями и интересами конкретного педагога, практической направленностью и интересом для других педагогов ДОУ при непосредственном контроле старшего воспитателя.
Работа по самообразованию ведется систематически и планомерно, при необходимости вносятся необходимые коррективы в план. Серьезных замечаний к документации педагогов по самообразованию нет. При этом педагоги (Бекетова Е.А., Висмантнек Н.П., Жексембенова А.Ж., Сидорова О.Л.) испытывают трудности в информационном обеспечении работы над темой по самообразованию: при подборе необходимой методической литературы, информационных материалов педагоги испытывают трудности в отборе, систематизации материалов.
Все педагоги используют средства ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса, однако 2 педагогам (Висмантнек Н.П., Жексембенова А.Ж.) требуется значительная помощь коллег при разработке цифрового ресурса. В данном направлении обучены все педагоги детского сада, однако практический опыт незначителен, что вызывает затруднения в разработке. Всеми педагогами в цифровом формате оформляется наглядный информационный материал, однако некоторыми допускаются незначительные методические ошибки в оформлении. Используют в работе программы Microsoft Office Power Point Microsoft Office Word. В работе с детьми это выражается:
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
-подбор иллюстрированного материала к занятиям и для оформления стендов (сканирование, интернет, принтер, презентации, редактирование фото);
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагогов к аттестации в электронной форме на сайте АТТ.54. С 2020 г. 6 педагогов прошли аттестацию в данном формате. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
Как отмечалось выше, педагоги детского сада используют возможности ИКТ для создания развивающей предметно-пространственной среды: 2 педагога создают игры, пособия, демонстрационный и раздаточный материал (Потапова М.В., Буренок К.В., Панкова О.А., Веденеева Е.В.).
В МАДОУ д/с № 373 востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий.
Уровень профессионального мастерства педагогов детского сада в использовании ИКТ в совокупности оценен как достаточный. Низкого уровня профессионального мастерства не отмечено. Педагоги постоянно прибегает к помощи коллег, что позволяет организовывать воспитательно-образовательный процесс на достаточном, современном уровне.
В ходе контроля была проведена содержательная экспертная оценка цифровых образовательных ресурсов, используемых педагогами в педагогической деятельности.
Анализ показал разные сферы использования электронных ресурсов в педагогической деятельности. Все просмотренные материалы в большинстве своем отвечают структуре того или иного ресурса (maam. ru., ns.portal,
doshkolnik.ru, 1 september, infourok, pedsovet и т.д.) и сайты ФИРО, Минобр НСО и РФ. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Кроме всего, возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. С 2020года дистанционные курсы по формированию функциональной грамотности, по проблеме раннего возраста и художественно-эстетическому направлению прошли 8 педагогов групп разного возраста.
Стоит отметить, что в период коронавирусной инфекции среди педагогов платформа Zoom стала популярной благодаря тому, что она позволяет общаться, проводить различного рода переговоры, продолжать обучение, не выходя из дома и не собираясь группами людей. Ведь все проходит в режиме онлайн или оффлайн, как удобно слушателям. Педагогам ДОУ данная платформа помогает не только повышать свои навыки посредством участия в конференциях, вебинарах, тренингах и так далее, но и помогает настроить свою работу с детьми и членами их семьи. Дистанционно довольно-таки сложно заинтересовать ребенка процессом обучения, но педагоги стараются грамотно составлять план своего занятия. Очень хорошо такими ресурсами владеют 12 педагогов ДОУ. Самый большой плюс в том, что данной платформой можно пользоваться как с персонального компьютера, так и с мобильного телефона и нет конкретной привязки к месту, то есть, родители и дети могут зайти в Zoom не только с любого устройства, но и с любого места нахождения.
Содержание ЦОР соответствует требованиям ФГОС ДО, ООП ДО МАДОУ, в большинстве случаев при подготовке материалов используются современные возможности цифровых редакторов. Дидактическая проработанность материалов соответствует уровню профессиональной компетентности педагогов.
Недостатки выявлены по критериям «Соблюдение эргономических требований к ЦОР», «Наличие литературы и ссылок», что требует проведения методических мероприятий, касающихся данной темы.
Вывод: анализ итогов оперативного контроля показал, что система работы по реализации информационно-коммуникативных технологий происходит на удовлетворительном уровне. Стремление к инновациям стало внутренней потребностью всех педагогических работников образовательного учреждения. Педагоги постоянно развивают и повышают свои профессиональные качества и навыки. Однако выявлены направления работы, требующие совершенствования.
Рекомендации:
1. Воспитателям и специалистам:
1.1. совершенствовать уровень ИКТ-компетентности в рамках работы над темой по самообразованию и анализировать информационный контент, отбирая необходимый материал;
1.2. продолжать расширять возможности включения в воспитательно-образовательный процесс разнообразных цифровых средств;
1.3. проектировать педагогическую работу, направленную на совершенствование профессиональной компетентности педагогов детского сада в области освоения ИКТ (совершенствование умений создания мультимедиа презентаций, создание слайд-шоу и видеороликов в графических редакторах и др.).
Старший воспитатель Н.А. Вязникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение профессионального мастерства педагогов через внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс ДОУ
В статье описывается работа с педагогами по формированию информационной компетентности....
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений
Презентация для педагогов дошкольных учреждений об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми, сотрудничестве с родителями и самообразовании....
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...
справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
В материале рассмотрены направления использования ИКТ-технологий в работе с детьми, родителями и педагогами....