Аналитическая справка "Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ"
материал

Вязникова Наталья Александровна

Справка оперативного контроля состояния работы педагогов по применению ИКТ. Выявление уровня использования цифровых ресурсов каждым педагогом и компетентное применение  их в своей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_ikt_mart_2022_g.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска   «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Справка по итогам оперативного контроля

«Обследование уровня использования ИКТ – технологии в образовательном процессе с воспитанниками».

                                                                                                            17   марта 2022 г.

    В соответствии с годовым планом МАДОУ д/с № 373 на 2021-2022 учебный год и утвержденным планом на март 2021г. оперативный контроль по теме «Обследование уровня использования ИКТ – технологии в образовательном процессе с воспитанниками» прошел 14.03.-15.03.2022 года.

Цель: Выявить уровень соответствия использования средств ИКТ- программным целям и задачам, технологиям в образовательном процессе.

     Для осуществления контроля создана комиссия в составе:

  -Вязникова Н.А., старший воспитатель,

-Панкова О.А., воспитатель, председатель методсовета.

Контроль осуществлялся по следующим направлениям: 

Ø обследование области применения ИКТ-технологии педагогами ДОУ;

Ø оценка профессионального мастерства педагога;

Ø обследование оборудования использующего в воспитательно-образовательном процессе по данной теме.

      Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. 

     Анализ показал, что в настоящий момент все педагоги владеют компьютером. Доступ к сети Интернет имеется в методическом кабинете. В 6 группах из 10 имеются смарт-телевизоры. В 4 группах ноутбуки. Так же имеются 1 видеопроектор (муз. зал) и 1 цветной и 4 черно-белые принтеры.

    В кабинетах специалистов имеются 2 стационарных компьютера, 1 ноутбук, к которым воспитатели так же имеют доступ, что позволяет подготовить эстетичный, качественный игровой материал, соответствующий запросам детей. Педагоги очень часто используют свои телефоны для видеозаписи и фото режимных моментов, занятий, развлечений, праздников, кукольных театров и т.д. В методическом кабинете, для общего пользования имеется 2 ноутбука. Все группы и физкультурный зал имеют музыкальные центры.

     Схема обследования области применения ИКТ-технологии показала, что абсолютное большинство педагогов используют компьютер в педагогической деятельности; в данном случае он служит предметом поиска методического обеспечения образовательного процесса, оформления календарного плана.      Видеопроектор в музыкальном зале используется для презентаций по темам годового планирования, проектной деятельности, презентации консультаций, семинаров на методических совещаниях и, конечно, для проведения педагогических советов.

      Некоторые педагоги испытывают затруднения в подборе качественного контента интерактивных игр в сети Интернет. Педагоги групп активно применяют в деятельности музыкальные центры. Видеокамера используются педагогами достаточно редко. Причиной может быть недостаточная осведомленность педагогов о возможностях использования данной аппаратуры в воспитательно-образовательном процессе, либо технически более сложное его использование.

     Области применения ИКТ в деятельности педагогов детского сада разнообразны. Все педагоги подготавливают отчетную документацию в электронном виде, 12 педагогов   владеют способами создания мультимедиа презентаций; 4 педагога владеют способами создания слайдшоу и видеофильмов при помощи специальных программных средств.

     Педагоги детского сада по рекомендации проходят дистанционные программы повышения квалификации, участвуют в различных конкурсах. Все педагоги используют ИКТ при организации работы по совершенствованию профессионального мастерства. Каждый из педагогов имеет тему совершенствования профессионального мастерства (план по самообразованию).   Тематика определяется профессиональными затруднениями и интересами конкретного педагога, практической направленностью и интересом для других педагогов ДОУ при непосредственном контроле старшего воспитателя.

      Работа по самообразованию ведется систематически и планомерно, при необходимости вносятся необходимые коррективы в план. Серьезных замечаний к документации педагогов по самообразованию нет. При этом педагоги (Бекетова Е.А., Висмантнек Н.П., Жексембенова А.Ж., Сидорова О.Л.) испытывают трудности в информационном обеспечении работы над темой по самообразованию: при подборе необходимой методической литературы, информационных материалов педагоги испытывают трудности в отборе, систематизации материалов.

       Все педагоги используют средства ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса, однако 2 педагогам (Висмантнек Н.П., Жексембенова А.Ж.)   требуется значительная помощь коллег при разработке цифрового ресурса.   В данном направлении обучены все педагоги детского сада, однако практический опыт незначителен, что вызывает затруднения в разработке. Всеми педагогами в цифровом формате оформляется наглядный информационный материал, однако некоторыми допускаются незначительные методические ошибки в оформлении. Используют в работе программы Microsoft Office Power Point Microsoft Office  Word. В работе с детьми это выражается:

 - подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;                                                                                                                

-подбор иллюстрированного материала к занятиям и для оформления стендов (сканирование, интернет, принтер, презентации, редактирование фото);

  - создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. 

       Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагогов к аттестации в электронной форме на сайте АТТ.54. С 2020 г. 6 педагогов прошли аттестацию в данном формате. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

        Как отмечалось выше, педагоги детского сада используют возможности ИКТ для создания развивающей предметно-пространственной среды: 2 педагога создают игры, пособия, демонстрационный и раздаточный материал (Потапова М.В., Буренок К.В., Панкова О.А., Веденеева Е.В.).

      В МАДОУ д/с № 373 востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса.  Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий. 

     Уровень профессионального мастерства педагогов детского сада в использовании ИКТ в совокупности оценен как достаточный. Низкого  уровня профессионального мастерства не отмечено. Педагоги постоянно прибегает к помощи коллег, что позволяет организовывать воспитательно-образовательный процесс на достаточном, современном уровне.

      В ходе контроля была проведена содержательная экспертная оценка цифровых образовательных ресурсов, используемых педагогами в педагогической деятельности.

Анализ показал разные сферы использования электронных ресурсов в педагогической деятельности. Все просмотренные материалы в большинстве своем отвечают структуре того или иного ресурса (maam. ru.,  ns.portal,

doshkolnik.ru, 1 september, infourok,  pedsovet  и т.д.) и сайты ФИРО, Минобр НСО и РФ. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

      Кроме всего, возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. С 2020года дистанционные курсы по формированию функциональной грамотности, по проблеме раннего возраста и художественно-эстетическому направлению прошли 8 педагогов групп разного возраста.

      Стоит отметить, что в период коронавирусной инфекции среди педагогов платформа Zoom стала популярной благодаря тому, что она позволяет общаться, проводить различного рода переговоры, продолжать обучение, не выходя из дома и не собираясь группами людей. Ведь все проходит в режиме онлайн или оффлайн, как удобно слушателям. Педагогам ДОУ данная платформа помогает не только повышать свои навыки посредством участия в конференциях, вебинарах, тренингах и так далее, но и помогает настроить свою работу с детьми и членами их семьи. Дистанционно довольно-таки сложно заинтересовать ребенка процессом обучения, но педагоги стараются грамотно составлять план своего занятия. Очень хорошо такими ресурсами владеют 12 педагогов ДОУ.     Самый большой плюс в том, что данной платформой можно пользоваться как с персонального компьютера, так и с мобильного телефона и нет конкретной привязки к месту, то есть, родители и дети могут зайти в Zoom не только с любого устройства, но и с любого места нахождения.

      Содержание ЦОР соответствует требованиям ФГОС ДО, ООП ДО МАДОУ, в большинстве случаев при подготовке материалов используются современные возможности цифровых редакторов. Дидактическая проработанность материалов соответствует уровню профессиональной компетентности педагогов.

Недостатки выявлены по критериям «Соблюдение эргономических требований к ЦОР», «Наличие литературы и ссылок», что требует проведения методических мероприятий, касающихся данной темы.

    Вывод: анализ итогов оперативного контроля показал, что система работы по реализации информационно-коммуникативных технологий происходит на удовлетворительном уровне. Стремление к инновациям стало внутренней потребностью всех педагогических работников образовательного учреждения. Педагоги постоянно развивают и повышают свои профессиональные качества и навыки. Однако выявлены направления работы, требующие совершенствования.

 

Рекомендации:                                

1. Воспитателям и специалистам:

1.1. совершенствовать уровень ИКТ-компетентности в рамках работы над темой по самообразованию и анализировать информационный контент, отбирая необходимый материал;

1.2. продолжать расширять возможности включения в воспитательно-образовательный процесс разнообразных цифровых средств;

1.3. проектировать педагогическую работу, направленную на совершенствование профессиональной компетентности педагогов детского сада в области освоения ИКТ (совершенствование умений создания мультимедиа презентаций, создание слайд-шоу и видеороликов в графических редакторах и др.).

 

Старший воспитатель                                                       Н.А. Вязникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений

Презентация для педагогов дошкольных учреждений об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми, сотрудничестве с родителями и самообразовании....

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

В материале рассмотрены направления использования ИКТ-технологий в работе с детьми, родителями и педагогами....