Презентация на тему: Современные тенденции образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и перехода на ФОП ДО
презентация
XXI век является веком глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.
Введение стандартизации в деятельность дошкольных образовательных организаций позволило переосмыслить их основные цели и задачи, появилась необходимость поиска новых образовательных технологий, средств, методов, которые способствовали бы развитию личности ребенка - дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 348.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
XXI век является веком глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования. Введение стандартизации в деятельность дошкольных образовательных организаций позволило переосмыслить их основные цели и задачи, появилась необходимость поиска новых образовательных технологий, средств, методов, которые способствовали бы развитию личности ребенка - дошкольника .
На протяжении последнего десятилетия в системе образования с целью повышения качества дошкольного образования и его результатов происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных технологий обучения. Тренды в образовании – это тенденции в его изменении. Smart -обучение Образовательная робототехника Обучение вне занятий Социальные медиа Введение в обучение образовательных игр Новая образовательная технология
Smart -обучение – первый тренд обучения , состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа. Главная цель Smart -обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.
Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования. Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения: навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов; развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления; развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения .
Обучение вне занятий – третий тренд . Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста , геокешинга , фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.
Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальные сервисы и инструменты, веб-сайты, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги – все это можно использовать на занятиях. В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.
Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или игра по решению проблемы экологии и т.д . Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM (экспериментально-инженерная деятельность, научно-техническое творчество) Аббревиатура STEAM расшифровывается как: S – science , наука T – technology, технология E – engineering, инженерия A – art , искусство M – mathematics , математика
Естественные науки, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из этих дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.
. Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Но, прежде чем внедрять какую либо новую технологию в систему дошкольного образования, нужно осмыслить её сущность, подумать над тем, что может дать применение этой новой технологии для развития ребенка, прогнозировать её результат .
Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними. Основные тенденции развития образовательного процесса : 1. Гуманизация. 2. Психологизация . 3. Технологизация . 4. Интеграция. 5. Информатизация и компьютеризация. 6. Регионализация.
Гуманизация. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими. Обучение носит личностно-ориентированный характер. Основными характерными чертами такого обучения являются: - приоритет развития над обучением; - субъект-субъектные отношения; - знания , умения и навыки как средство развития личности; - использование активных методов обучения; - включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
Психологизация . О психологизации образовательного процесса можно судить по количеству психологических понятий и терминов, которые сопровождают педагога каждый день. «Развитие» , «эмоциональность» , «творчество» , «способности» , «мышление» , «воображение» , «память» , «познание» , «восприятие» , «рефлексия» – это всё психологические категории. Но речь идет не о количестве психологических понятий и категорий, а о построении на их основе процесса образования и развития дошкольников. Необходимо повышение уровня психологической компетентности всех взрослых (включая родителей), взаимодействующих с ребёнком, в том числе: знание возрастных особенностей и закономерностей психического развития детей; организация психолого-педагогического сопровождения в процессе образовательной работы с ними; формирование психологической культуры педагогов и родителей. Результатом психологизации образовательного процесса для всех участников образовательных отношений является : повышение творческой активности; развитие самостоятельности; повышение уровня рефлексивности .
Технологизация . Реализация задач современного образовательного процесса невозможна без системного подхода в решении педагогических проблем. Это значит, что при проектировании и организации самого процесса должна соблюдаться технологичность, то есть определенный алгоритм действий, система способов и средств, которые гарантируют результат. Технологичность образовательного процесса определяется наличием образовательной цели и задач; поэтапным описанием способов достижения заданных результатов; системным применением психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки информации; системным использованием обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированностью достигаемых результатов. Благодаря технологизации : активизируется образовательный процесс, создаются условия для творческой деятельности воспитанников, их познавательной самостоятельности, развития способностей; повышается профессиональный уровень педагога – он способен разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников и т. д .
Интеграция . Сущность интегрированного образовательного процесса заключается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех компонентов этого процесса для формирования у дошкольника целостной картины окружающего мира. Компонентами образовательного процесса в данном случае будут: образовательные области развития воспитанников; различные виды детской деятельности; формы взаимодействия педагогов с детьми; методы обучения и воспитания; взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач. Системообразующим фактором является комплексно-тематическое планирование, поэтому интеграция компонентов образовательного процесса будет естественной необходимостью для раскрытия темы. В результате интеграции образовательного процесса дошкольник не только познает картину мира, но и овладевает способами усвоения знаний. У него появляется мотивация для самовыражения, готовность творчески выражать себя.
Информатизация и компьютеризация. Разработка информационной составляющей образовательного процесса предусматривает: Создание необходимой материально - технической базы по информатизации образовательного процесса. Предполагается наличие компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и другой компьютерной техники. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. Должна быть сформирована электронная библиотека для педагога (дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.) и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.) . Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Информационную интеграцию педагогов и родителей. Подразумевается информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ и группы, о рекламе образовательных услуг, о современных технологиях развития детей и т. д.
Регионализация . Следует учитывать особенности региона в процессе выстраивания стратегии педагогической деятельности и конкретного ее планирования. Региональное содержание образовательного процесса определяется как комплекс климатических, исторических, культурных структурных элементов, которые связанны между собой региональными характеристиками. Цель реализации регионального содержания – всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона. При проектировании образовательного процесса важно учитывать следующие положения: социальный заказ родителей на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру; специфику реализации регионального содержания, включая особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды; применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации , комплексности и интегративности .
ТРЕНДЫ БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Главные тренды в будущей системе образования связывают не только с поиском новых форматов обучения, но и новых ролей для всех участников образовательного процесса. Вот некоторые тенденции: Непрерывное обучение Находится на первой позиции в рейтинге трендов образования будущего. Ведь это данность, без которой невозможно представить жизнь современного человека. Информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы замещают людей, растёт спрос на неизвестные ранее профессии. Печально , но часто факт: человек ещё не успел закончить университет, а знания уже устарели. Всё это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы просто поддерживать нужный уровень компетенции . Если раньше выпускник университета устраивался на работу и честно трудился до пенсии, то сейчас менять рабочие места и даже сферы деятельности каждые пять лет — это нормальный путь профессионального развития.
Тотальная цифровизация Ещё один важный тренд современного образования, который точно останется с нами надолго — цифровизация. К этому явлению относится не только переход на дистанционное обучение, но также увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для обучающихся. Основная причина ухода обучения в цифровой мир - организациям образования гораздо проще запустить курсы в интернете, чем принять на очное обучение всех желающих и не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза. По последним данным статистики наблюдается стабильный рост интернет-пользователей по всему земному шару. На 2020 год в России доступ к интернету имели 118 миллионов человек, это 81% от всего числа жителей страны.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами: - Предоставить доступ к актуальному образованию как можно большему количеству человек. - Сделать процесс получения знаний открытым и интерактивным. Такие образовательные площадки, на которых доступны курсы даже самых престижных университетов мира, есть не только за границей, но и в России. Например, на единой МООК платформе можно найти современные программы обучения, в том числе бесплатные курсы для детей . Воможность такого обучения очень актуальна для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Актуальность инклюзивного образования в ДОУ Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей . В нашей стране обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. ФГОС направленны на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Дети с ОВЗ имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении. Проблема в развитии ребёнка может быть связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность.
Раньше , д ети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между «больной » и «здоровой » частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости . Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и нацелен на то, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться. Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы таких детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом .
Задачи в отношении детей с ОВЗ: - Охрана укрепления физического и психического здоровья ( в том числе и эмоционального благополучия) - Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала - Формирование общей культуры воспитанников. При работе с такими детьми необходимо учитывать три фактора: - у большинства дошкольников с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются. - им тяжело общаться с взрослыми и сверстниками. - движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей (есть моторные нарушения).
Необходимо создавать специальные условия для детей с ОВЗ: 1. Создание соответствующего образовательного пространства. 2. Создание программно-методического обеспечения. 3. В соответствии с ФГОС большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели должны использовать принципы организации предметно-развивающей среды. 4. Создание дидактического обеспечения. 5. Обеспечение детям безопасной развивающей среды, в том числе на участке, на прогулке. 6. Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог) 7. Взаимодействие с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство). 8. Основная образовательная программа, индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут, коррекционно – развивающая программа, система индивидуальной работы в календарном плане. 9. Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ. 10. Взаимодействие с родителями или законными представителями.
Но, начиная создавать условия для «особых» детей, мы нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирать средства для реализации инклюзивной практики.
Как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм, технологий и способов реализации образовательной программы дошкольного образования. Привить навыки самостоятельного поиска информации в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий. Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель: значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста....
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...
Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как один из видов современной модели образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
Консультация для педагогов проектно-исследовательская деятельность....
Самообразованию на тему: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
важность игры в образовательной деятельности ДОУ...
Мастер-класс на тему: «Обучение в движении. Игра «Медовое сражение» Восп-ль: Алексеева Людмила Васильевна Курсы повышения квалификации на программе: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Обучение воспитателей ире "Медовое сражение"...
Доклад на тему «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. ...
Сообщение по самообразованию на тему: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ детский сад №17 « Клубничка»муниципального образованияАбинский район...