Цель: формирование педагогической компетенции
по работе со сказкой.
В программный список произведений для рассказывания и чтения детям 3
- го г. жизни входят народные сказки, песенки и потешки, требующие от
детей несложного анализа содержания сказки. Например, воспитатель с
помощью фланелеграфа показывает, как тянут репку дед, бабка, внучка,
медвежонок, кошка и ежик. Малыши должны заметить, что здесь не так,
объяснить, а затем восстановить порядок, заменив медвежонка и ежа
собачкой и мышкой.
Восприятие некоторых сказок, например, произведения русских и советских
писателей.
Детям этого возраста сказки следует не читать, а рассказывать (с 2 - 3
повторами). Чтобы поддержать внимание малышей, воспитатель по ходу
рассказывания предлагает им выполнить имитационные движения
(показать, как дед да бабка тянут - потянут, но не могут вытянуть репку; как
мышка махнула хвостиком и задела яичко), использует разнообразные
наглядные пособия (фигурки настольного театра, картинки на
фланелеграфе), игрушки.
Рассказав сказку 1-2 раза, педагог помогает малышам припомнить ее
содержание и параллельно дает задания, которые позволяют ребенку сменить
позу, подвигаться
(показать, какая большая была репка; попрыгать по лугу, как козлятки). Вслед
за воспитателем дети повторят отрывки из текста, наиболее интересные в плане
обогащения речи («Мышка бежала, хвостиком махнула»; «Затрещал теремок,
упал на бок и весь развалился»). Надо предусматривать задания русской
народной сказки «Колобок», идет успешнее, если проводится предварительная
подготовка. Например, за 1 - 2 дня до занятия с детьми рассматривают
иллюстрации к сказке, выполненные Ю. Васнецовым или Е. Рачевым.
Занятия можно заканчивать инсценированием сказки, а также
самостоятельными играми детей с фигурками настольного театра,
картинками, в процессе которых они воспроизводят отдельные слова и
фразы, принадлежащие персонажам. Воспитатель должен
принимать активное участие в этих играх.
Ежемесячно следует планировать повторение сказок на
занятиях. Рассказав сказку сначала целиком, педагог
пересказывает затем отдельные эпизоды, побуждая детей
к активному участию.
Обязательные задание, способствующие формированию
интонационной выразительности речи (утешить стариков: «Не плач, дед, не
плачь, баба»; произнести слова «Терем - теремок, кто в теремочке живет? от
лица медведя, мышки, зайчика и др.).
При повторении сказок нужно привлекать детей к
драматизации отдельных эпизодов. Правда, малыши
нередко забывают роли, не всегда согласуют свои
действия с действиями партнеров, но эти трудности
не должны смущать воспитателя.
Знакомые детям сказки педагог может рассказывать
без наглядного сопровождения.
В первой младшей группе серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с
произведениями малых фольклорных жанров. Педагог помогает воспитанникам
вслушиваться в звучание стихотворной речи, улавливать ее ритм, обращает их
внимание на богатство и разнообразие словесных форм: травушка - муравушка,
травка - муравка, маленька - аленька, курочка - рябушечка и т.п.
Чтение песенок, потешек создает благоприятные условия для
эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят
повторить текст. В свою очередь это способствует зарождению интереса к
художественному слову.
Предлагаемые программой поэтические произведения отличаются
богатством форм и размеров. Содержание некоторых из них не нуждаются в
пояснениях, для восприятия других требуется показ предметов, действий.
Например, за 1 - 2 дня до того, как прочитать детям потешку «Ай - качи...»,
воспитатель во время игры рассматривает с малышами и сравнивает калач и
баранки (натуральные изделия, картинки).
Некоторая предварительная подготовка нужна и непосредственно на занятии.
Она может быть разной.
Приведем несколько примеров:
Детям показывают игрушку (предмет, иллюстрацию). Они рассматривают
объект (например, игрушечного кота), высказывают свои
впечатления (отмечают, какие у кота усы, глаза и т.д.)
Затем педагог читает потешку «как у нашего кота...».
Воспитатель, используя фланелеграф, показывает картинки
(предметные и сложные). Например: изображения спящих
детей и зверей («лисы спят на горочке», «зайки спят на травушке»,
«утки - на муравушке» и т.п.).
По просьбе педагога дети
показывают заинек на травушку, деток в люлечке и пр.
Запоминают, где кто спит, после чего слушают потешку «Вот и люди спят...».
Воспитатель организует дидактическую игру, связанную с содержанием
произведения. Например, к потешке « Травка - муравка...» можно провести
игру «Кто что ест?». Дети рассматривают пшено, капусту, корочку хлеба и
определяют, кому, что приготовлено (синичке, зайке, мышке).
Как правило, стихотворный текст читается 3-4 раза. Повторное чтение
можно также организовать по-разному:
воспитатель использует те же приемы и тот же наглядный материал, что
и при первом чтении;
читает произведение, не прибегая к наглядности;
использует дополнительный наглядный материал. Например, к детям
приходит еще один игрушечный кот и просит рассказать
стихотворение «Как у нашего кота» или приходит зайка, который тоже
«до ниточки промок» (Зайка» А. Барто);
поощряет разного рода имитации (малыши умываются, дуют на
горячие калачи и едят их, пекут оладушки и поливают их маслом,
достают мяч, упавший в воду, и т.п.);
вставляет в текст имя ребенка, присутствующего на занятии: «Водичка,
водичка, умой Коле (Оле, Саше) личико»; «Наша Маша (Аня, Таня)
маленька» и т.п.
В первой младшей группе на одном занятии можно повторять 2-3
стихотворных текста. Это приносит детям радость, создает положительный
эмоциональный настрой.
В конце занятия педагог может предложить старшим детям назвать
стихотворение, которое им нравится больше других, и прочитать его
(целиком, отрывок).
Такие вопросы помогут ему выявить уровень сформированности у детей
избирательного отношения к литературным произведениям.
В первой младшей группе проводят занятия, цель которых развивать у
ребенка способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного
сопровождения. В зависимости от уровня подготовленности у детей
воспитатель может выбрать один из следующих вариантов:
Вначале рассказ читается в сокращении, затем он повторяется с
некоторыми дополнениями и, наконец, звучит целиком (Курочка»
Е. Чарушина, «Гуси» К. Ушинского).
Дети 3-4 раза слушают рассказ в авторском варианте
(«Тетя дала Варе меду...», «Слушай меня, мой пес» Л.Толстого;
«Кошка», «Собака» Е. Чарушина). При этом текст должен
быть простым по содержанию, кратким и динамичным по форме