Проект "Космос"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
Проект в средней группе « Солнышко»
Тема: «Знакомство с космосом»
Выполнили воспитатели :
Попова Н.А.
Оберемко Е.А.
2023 г.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 10.04.2023г. по 14.04.2023г.)
Актуальность: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. В современное время полеты в космическое пространство стали повседневной действительностью, и поэтому интерес детей к космонавтике постепенно угасает. Необходимо заинтересовать современных детей, создавая для них такую проблемную игровую ситуацию, которую они захотят самостоятельно «прожить». Многие дети хотя и проявляют интерес к космосу, но плохо понимают, что это такое, имеют примитивное представление о солнце, звездах, планетах, профессии – космонавт.
Цель проекта: познакомить детей с понятием – космос.
Задачи проекта:
Образовательные:
• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «космонавт», «Космическое пространство»;
• способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли, и о роли человека в ее системе;
Развивающие:
• обогащать активный и пассивный словарь воспитанников;
• развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к нашей Земле, как к космическому чуду;
• воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
• воспитывать желание быть сильным и смелым;
Предполагаемый результат: представления детей о космосе станут более реалистичными, увеличится объем знаний детей по теме. Дети станут проявлять большую заинтересованность, познавательную активность; станут отражать новые знания в своей деятельности: речи, играх, изобразительной и музыкальной деятельности, конструировании и др.
Итоговое мероприятие: выставка совместных работ детей и родителей «Космическое путешествие»
Проект включает в себя три этапа:
- Подготовительный.
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта, составление плана мероприятий;
изучение методического материала;
подбор дидактического материала, художественной литературы, фото и иллюстративного материала, музыкальных произведений;
информирование родителей о начале работы над проектом, приглашение к участию.
- Основной (познавательный).
Познавательное развитие.
Беседа «Что такое космос?», «Хочу стать космонавтом», «Солнце и луна», «Семья планет»
Рассматривание наглядного материала по теме «Космос», иллюстраций в книгах.
Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Незнайка на луне», «Тайна третьей планеты»
Дидактические игры: «Разложи космонавтов по росту», « Подбери ракету космонавту», «Найди самую маленькую (большую) планету», «Найди одинаковые звезды».
Речевое развитие
Картотека сказок про космос. (прилагается)
А. Митяев «Первый полет».
Чтение стихотворений: Дж. Родари «Путешествие по Луне», Т. Шапиро « Кто такой Юрий Гагарин?»
Загадывание загадок о луне, солнце и т.д.( прилагается)
Художественно – эстетическое развитие
Коллективное рисование « Космос».
Аппликация «Полет на Луну»
Конструирование космического корабля, ракета (Игры Воскобовича «Фонарики»)
Социально коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Трудовое поручение « Наведем порядок на своей планете»
Беседа «Таких не берут в космонавты»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Космонавты», «Ракета», «Невесомость», «Допрыгни до звезды».(Картотека прилагается)
Пальчиковая гимнастика « Космос», « Будем в космосе летать», «Планеты» (картотека прилагается)
Физкультминутки: «А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете…», «На луне жил звездочет…»
Беседы о здоровье, питании космонавтов.
- Заключительный.
Оформление выставки « Космическое путешествие»
Приложение
- Беседа «Что такое космос»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим о космосе. Знаете, что такое космос?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Космос - это такое место, где живут звезды, луна и солнце. Космос находится очень высоко над небом. Туда долететь можно только на ракете. Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про космос.
В черном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики
Меньше, чем комарики.
Дети: Звезды.
Воспитатель: Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Ребята, сколько звезд на небе нам поможет посмотреть телескоп.
Слушаем вторую загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Дети: (Солнце)
Воспитатель: Молодцы. Самая большая звезда – это Солнце. Оно очень большое и всех нас согревает. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа. Ребята, а вы знаете, что вокруг солнца вращаются планеты. Послушайте стихотворение о планетах.
Стихотворение
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН.
- Ребята, скажите, как называется наша планета?
Дети: Земля
Воспитатель: Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух.
Рядом с планетой Земля находится луна. Луна – спутник Земли. Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели полететь в космос?
Дети: да
Воспитатель: А на каком транспорте туда можно полететь?
Дети: на ракете
Воспитатель: Правильно, на ракете.
А где же нам взять ракету?
(Дети предлагают построить ракету)
ИГРА «Построй ракету»
Воспитатель:
С Земли взлетает в облака
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно …
Дети: (ракета)
Воспитатель: Верно, космонавты летят в космос на ракете, а откуда она взлетает, вы знаете? Запуск ракеты происходит с космодрома, это специально оборудованное место, откуда запускают ракеты в космос.
Воспитатель: в апреле праздник «День космонавтики». Ребята, первый человек, который полетел в Космос, был наш соотечественник – Юрий Гагарин.
А перед полетом человека в космосе побывали собаки Белка и Стрелка и через сутки вернулись на Землю. Космонавты в космосе также делают разминку и мы с вами сейчас проведем зарядку.
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Воспитатель: Теперь и подкрепиться можно, но что же едят в космосе? Для космонавтов готовят специальную еду, которую помещают в тюбики, чтобы она не летала по кораблю, потому что там невесомость .Нам пора домой. Теперь садимся в ракету и полетим назад в садик.
(Дети соединяют руки над головой «летят» несколько кругов по группе, сопровождая свой полёт характерными звуками и приземляются каждый на свой «космодром» — стульчик.)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и прилетели на землю. Вы сегодня много узнали о космосе, о нашей планете.
Как называется наша планета? Для чего нужно солнце? Когда мы можем хорошо рассмотреть луну? Как звали человека, который первым полетел в космос?
- Чтение рассказа А. Митяева ″Первый полёт″
Ход занятия:
Организационный момент.
Чтение стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»:
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Вам понравилось стихотворение? О чём оно? (ответы детей)
Основная часть.
Чтение рассказа А.В. Митяева «Первый полёт».
О первом полёте Гагарина написано много стихов, но ещё написано немало рассказов. Один из них я вам предлагаю сейчас послушать. Рассказ написал А.В. Митяев, который называется «Первый полет».
Рассказ А. Митяева «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».
Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Беседа по прочитанному рассказу.
Скажите, о чём говорится в этом рассказе?
На чем Гагарин полетел в космос?
Как называется корабль, на котором полетел Гагарин?
Что Гагарин видел из окна иллюминатора?
Как Гагарин ощущал себя в космосе?
А Гагарин совершил подвиг, когда полетел в космос?
Заключительная часть.
Ребята мы сегодня узнали о первом полете Ю.А.Гагарина, ведь он проложил другим людям дорогу в космос. Но давайте не будем забывать, что космос огромная неизведанная вселенная, которая скрывает много тайн и секретов. Ребята, а вы бы хотели связать свою жизнь с космосом? (ответы детей)
3. Стихотворение Путешествие по Луне. (Джанни Родари.)
-У лунного моря
Особый секрет,
- На море оно не похоже.
Воды в этом море,
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать,
Ещё не умеет совсем!
- ЮРИЙ ГАГАРИН. (Татьяна Шапиро.)
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю..."
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел,
Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир,
Не чудо ли для всех?!
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там,
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу.
Мне надо только подрасти,
И в космос полечу!!!
- Сюжетно – ролевая игра
«Полет в космос»
Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.
При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,
иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/04/19/stihi-o-kosmose
- https://multi-mama.ru/stihi-pro-kosmos/
- https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-kosmos-5121371.html
- https://fizinstruktor.ru/эстафеты-игры-физминутки-речевки-для/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/09/14/kartoteka-skazok-po-teme-kosmos
- https://olga-tales.in.ua/skazki-pro-kosmos/