Познавательно экспериментальная деятельность в старшей группе «Извержение вулкана»
план-конспект занятия (старшая группа)

НОД напрвлена на знакомством с природным явлением "Вулкан" и его строением .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vulkan.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно экспериментальная деятельность в старшей группе «Извержение вулкана»

Воспитатель ВКК Гладских Т.В

                                                                         

Конспект экспериментально - исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана».

Программное содержание: Расширять знания детей об окружающем мире.

Познакомить с явлением неживой природы - извержением вулкана.

Удовлетворять потребности детей в познании и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Развитие речи, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Место проведения: помещение группы «Всезнайки».

Участники: дети, воспитатель.

Цель: Ознакомление детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением.

Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.

Показать детям эксперимент – извержение вулкана.

Задачи:

-  формировать интерес к окружающему миру, представление детей о природном явлении – вулкан;

- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально - исследовательской деятельности;

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: вулкан, лава, жерло, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан.

-  укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, физминутки.

-  создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу и умение правильно обращаться с химическими веществами.

В процессе экспериментирования

- развивать качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

-   воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Оборудование: поднос,  муляж вулкана, уксус, сода, гуашь, моющее средство, пластиковые стаканчики, пластмассовые тарелки, ложки, кисточки, салфетки.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 подготовительный

Игра – приветствие

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать

Ротик чётко говорить

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать

Спинки выпрямляются,

Друг, другу улыбаемся.

Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости?

Для начала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. И отправим наши улыбки воздушным поцелуем! Молодцы!

Дети заходят в группу.

руками взяться за голову,

раскачивают головой вправо, влево.                        

руками взяться за ушки,

чётко проговорить эти слова.

хлопки руками,

ножки топают.

дети поворачиваются и улыбаются друг другу

Да!

Дети выполняют предложенные действия.

2 основной Загадка

Просмотр презентации

Физкультминутка

Опыт:

На ноге стоит одной, крутит, вертит головой,

Нам показывает страны, горы, реки, океаны?

Дети, а что изображено на глобусе? 

Правильно, а теперь вспомним, что изображено синим цветом?

А зеленым, желтым, коричневым? Ребята, а что такое горы?

А из чего состоят горы? 

Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Слушайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

И зовут меня...

Я черный страшный великан,

Что делать мне - решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать,

А ну, попробуй угадать,

Как же звать меня?

Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах. Вулкан похож на пирамиду, на конус. В верхней части имеется углубление, из которого изливается  горячая каша.  Она называется – лава.

Вулканы называют огнедышащими горами. Название произошло от древнеримского бога огня, которого звали Вулкан.

Сначала из кратера вулкана, который похож на чашу, дыру поднимается облако пепла и газа. Затем лава поднимается по жерлу вулкана и через кратер выливается наружу, на земную поверхность.

Ребята, я вам открою секрет: перед извержением происходят подземные вулканические толчки, почва под ногами начинает вспучиваться и колебаться, слышен подземный гул, появляются трещины, из которых выделяется пар, газ, горячая вода и из кратера вулкана идет дым. Из кратера извергается вулканический пепел, с грохотом вылетают обломки горных пород и возможно услышать оглушительный взрыв.

Кто знает, как называется данное явление природы?

И только после этого магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность и изливается огненная жидкая лава.

Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет.

Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы может разрушить города, где живут люди, устроить пожары, перекрыть дороги и уничтожить сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключатся из использования.

А как вы думаете, сможет ли кто - то подсказать известить людей о наступающем извержении вулкана. 

Ребята, люди этой профессии называются – Вулканологи.

Этим ученым удается предупредить людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть свои места пребывания вблизи вулкана и спастись.

 С помощью специальных приборов вулканолог узнают,

когда вулкан «спит», а когда «проснется». Это очень нужная профессия.  

Деты, вы наверное устали и я вам предлагаю тихонько встать и немного поиграть.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет

В лабораторию пришли.

Теперь вспомним правила поведения в нашей лаборатории. 

Дети, мы с вами на прошлом занятии приготовили вот такую интересную поделку, это макет вулкана.

- А сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить наш вулкан.

-Как вы думаете, у нас получится?

1,2,3  вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись.

Мы теперь не девочки,

мы теперь не мальчики, а добрые волшебники.

Пока наш вулкан спящий, но мы же волшебники, и с помощью волшебных средств, которые есть у нас, мы его разбудим.

-У меня есть схема, мы будем делать все в точности как в ней указано.

 Работать будем парами.

-У вас на столе стаканы с водой, и 3 стакана с волшебными веществами, на салфетке кисточка, чтобы размешивать и ложка, чтобы накладывать.

1 (краска), 2 (сода), 3 (моющее средство).

Смотрим по схеме: из ст. №1 берем волшебное вещество кисточкой. И подкрашиваем воду.

Хорошо перемешиваем.

Из ст. №2 берем 2л. волшебного вещества и кладем в стакан, хорошо перемешиваем, долго мешаем.

Из ст. №3 берем 2л. волшебного вещества, кладем в стакан, перемешиваем.

-Теперь выливаем в кратер вулкана нашу волшебную воду и подходим тихонько ко мне.

- Сейчас я добавлю супер - волшебное вещество в наш вулкан.

-Ребята, кажется наш вулкан «оживает», из него выходит пузырясь лава. 

-Дети, что вы наблюдаете, чем извергается вулкан?

Правильно, а наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

А в природе это не так. Наоборот, он просыпается, когда захочет сам.

Глобус

наша Земля

моря, океаны, реки

суша, пустыни, горы

высокие холмы

из камней

Вулкан

Вулкан

Землетрясение

не шуметь, не толкаться, ничего не трогать, пока я не скажут

Огненной лавой

3 Итог

-Ребята, наше исследование подошло к концу, и сейчас мы вспомним:

-Что вы узнали нового?

- Какие бываю вулканы?

- Как называется углубление в виде чаши?

- Как называется огненная жидкая масса?

-А что понравилось больше всего?

-Молодцы ребята, вы били внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно.

-Вот, здорово! Скажем друг - другу спасибо, попрощаемся с гостями.

А вам я предлагаю изобразить на листе бумаги «Вулкан». Можно рисовать восковыми мелками, цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»

Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент-эизвержение вулкана....

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана».

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности  в старшей группе«Извержение вулкана»....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»

Цель:- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.- ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Цель:- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.- ...

Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе «Извержение вулкана».

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к занятиям, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты.После новогодних каникул мы с детьми старшей группы провели опыт "...