Консультация для воспитателей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет посредством дидактических игр
консультация
Консультация для воспитателей на тему:
Сенсорное воспитание детей 2-3 лет посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1konsultatsiya_dlya_pedagogov_doo.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им Ю.А. Гагарина»
Консультация для воспитателей на тему:
Сенсорное воспитание детей 2-3 лет посредством дидактических игр
Подготовила: Пукова Г.В.
воспитатель
«Ум ребенка на кончиках пальцев»
В.А.Сухомлинский
«Рука является вышедшим наружу
головным мозгом»
И Кант
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.
В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых - накопление разнообразного сенсорного опыта.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность;
- эмоционального развития;
- является основой для развития воображения; развивает внимание; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Играя, ребенок познает мир, а воспитатель должен решать следующие задачи:
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что:
- процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
- успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
- дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
- дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсомоторного развития детей.
Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- подведение итогов.
Принципы воспитания и обучения:
1.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающего, стимулирующего обучения.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основными методами и формами сенсорного развития детей являются:
- игровые занятия;
- игровые образовательные ситуации;
- работа с предметными и сюжетными картинками;
- дидактические игры;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Для эффективного развития детей необходима соответствующая предметно-развивающая среда, которая должна обеспечивать:
- формирование представлений о форме, цвете, величине, имеющая определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
- знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах;
- устанавливание отношений по величине, форме;
- развитие, зрительных, слуховых тактильных осязаний;
- установление целостного восприятия предметов;
- ориентировка в пространстве и на плоскости;
- развитие мелкой моторики.
На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения
дидактических игр является собственно процесс игрового обучения,
обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам.
Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.
Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:
1.Игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики, реальные предметы, разнообразный природный материал (листья, плоды, семена).Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала: сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т. д.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.
2.Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых задач:
- отбор картинок по сходству (некоторые виды лото, парные картинки);
- отбор карточек-картинок во время очередного хода (домино):
- составление целого из частей (разрезные картинки, кубики) и др.
Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, смекалку, внимание, формируют организаторские умения.
3.Словесные игры. Они являются самыми сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в данное время они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях и связях.
В младшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве.
Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием
развивающего эффекта.
Используемая литература
1. Л.А. Венгер,Э.Г.Пилюгина. Воспитание сенсорной культуры ребенка М, «Просвещение», 1988
2. Э.Г.Пилюгина, Сенсорные способности малыша, М «Просвещение», 1991.
3.Л.А.Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников М, «Просвещение»,1973.
4.Э.Г.Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, М, «Просвещение»,1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»
Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, , из которой он ест, постельные и туа...
Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости ...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается ...
Консультация для воспитателей на тему : «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр».
Консультациядля воспитателей на тему :«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»....
Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...