Рекомендации,которых должен придерживаться педагог, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
статья
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации,которых должен придерживаться педагог,
наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1.Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.
Стратегия поведения в конфликте:
Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- после утвердительного высказывания - держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Техника позитивных сообщений:
1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).
3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.
Основные подходы в разрешении конфликтов
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей. "Конфликты и ссоры между детьми"
КОНФЛИКТЫ И ССОРЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В младшем дошкольном возрасте посягательство на чужую территорию или игрушку, неловкость, нескоординированность действий в игре часто приводят к тому, что оди...
Конфликты и ссоры между детьми.
Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка - крайний способ решения конфликта, а точнее - неумен...
Педагог наблюдающий ситуацию ссоры между детьми!
Педагог наблюдающий ситуацию ссоры между детьми!1.Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности ,можно научиться решать конфликты только путём участия в них....
Консультация для родителей «Ссоры между детьми - пути решения»
laquo;Разве родителям не стоит вмешиваться в ссоры детей?» — возможно, спросите вы. Иногда следует, а иногда и нет....
Консультация для родителей "Ссоры между детьми: как помирить?"
К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Роль взрослого, научить ребенка великому искусству – умению разрешать конфликты мирно, что пригодится ему в течение всей жи...
Консультация для родителей "Ссоры между детьми. Как помирить?"
Ссоры в детских колективах и в семье не редкость. Практические советы как помирить детей...
Рекомендации, которых должен придерживаться педагог, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Памятка о разрешении конфликта между детьми...