Консультация для родителей "Как развить интерес у ребёнка к игре в шахматы?"
консультация (старшая группа)

Еретина Оксана Анатольевна

Консультация для родителей "Как развить интерес у ребёнка к игре в шахматы?"

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Игра в шахматы решает несколько педагогических задач: · образовательная - расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание; · воспитательная - дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах; · эстетическая - обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой; · физическая - развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым; · коррекционная - помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности. С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то, и другое приемлемо. Шахматы постепенно должны стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен отсутствовать начисто, ни в коем случае не приниматься на вооружение тренером. С чего начать? Ну конечно с игры! Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами при помощи сказки, иллюстрируя ее шахматными фигурами. Сказка «Карандаш рисует шахматные фигуры» Весёлые человечки (Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек) скучали. – Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка. – Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш. – Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки. Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки. Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились. Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза. – Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой. – Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы? – Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки. – А как вас зовут? – спросила Дюймовочка. – Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура. – А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой. Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный. – Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура. – Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура. Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные кони. – А мы чёрные шахматные кони. Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные ладьи. – А мы чёрные шахматные ладьи. Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные слоны. – Мы чёрные шахматные слоны. И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных. – Мы белые шахматные пешки. – А мы чёрные шахматные пешки. Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал: – А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу. – А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры. Следующим этапом может быть дидактическая игра. Вот несколько простых игр, в которые может играть не только педагог, но и родители, находясь дома с ребёнком. Всё что для этого нужно это шахматная доска с фигурами, но и конечно ваше желание! «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..» «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями. «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур. «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё. «Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же однудве чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё. «Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. Затем ребёнок должен попросить вас об этом и проконтролировать выполнение задания. «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур. «По росту». Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. «Кто быстрее?» Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребёнок должен быстро найти и поднять его над головой. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. Конечно же после таких игр с родителями у ребёнка появиться интерес к игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_shahmaty_.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Как развить интерес у ребёнка к игре в шахматы?"

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:  образовательная  расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание;  воспитательная  дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах;  эстетическая  обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой;  физическая  развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым;  коррекционная  помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности. С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то, и другое приемлемо. Шахматы постепенно должны стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен отсутствовать начисто, ни в коем случае не приниматься на вооружение тренером. С чего начать? Ну конечно с игры! Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами при помощи сказки, иллюстрируя ее шахматными фигурами. Сказка «Карандаш рисует шахматные фигуры» Весёлые человечки (Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек) скучали. – Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка. – Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш. – Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки. Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки. Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились. Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза. – Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой. – Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы? – Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки. – А как вас зовут? – спросила Дюймовочка. – Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура. – А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой. Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный. – Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура. – Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура. Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные кони. – А мы чёрные шахматные кони. Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные ладьи. – А мы чёрные шахматные ладьи. Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные слоны. – Мы чёрные шахматные слоны. И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных. – Мы белые шахматные пешки. – А мы чёрные шахматные пешки. Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал: – А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу. – А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры. Следующим этапом может быть дидактическая игра. Вот несколько простых игр, в которые может играть не только педагог, но и родители, находясь дома с ребёнком. Всё что для этого нужно это шахматная доска с фигурами, но и конечно ваше желание! «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..» «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями. «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур. «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё. «Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же однудве чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё. «Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. Затем ребёнок должен попросить вас об этом и проконтролировать выполнение задания. «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур. «По росту». Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. «Кто быстрее?» Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребёнок должен быстро найти и поднять его над головой. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. Конечно же после таких игр с родителями у ребёнка появиться интерес к игре в шахматы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»

Консультация "Познавательные интересы вашего ребенка"...

Консультация для родителей: «Познавательные интересы вашего ребёнка»

Скоро наши дошкольники станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того,  насколько мы суме...

«Как развить интерес у ребёнка к музыкальным занятиям?»

Как развить интерес у ребёнка к музыкальным занятиям?...

Консультация для педагогов "Развитие интереса к природе через игры

Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объек...

Консультация для педагогов: «Формирование интереса детей к подвижной игре при помощи использования фольклора»

Ребенок постоянно растет и развивается, а движение – одно из условий роста и развития.  Не для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное со...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАШЕГО РЕБЁНКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ    «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАШЕГО РЕБЁНКА»...