Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
материал
Выступление и трансляция личного опыта работы по теме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию программы дополнительного образования: опыт освоения, результативность.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современной системе дошкольного образования важное место отводится нравственно-патриотическому воспитанию, что является приоритетным направлением политики РФ.
Можно наблюдать, как в наше время во всем мире остро встал вопрос о исторической и культурной памяти народов.
Наиболее актуальным становится формирование нравственно-патриотического сознания, чувства любви, преданности своей семье, Родине, знания традиций, культуры русского народа у детей дошкольного возраста.
Работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей реализую через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я и моя Родина».
Программа ориентирована на воспитание лучших патриотических и нравственных качеств маленького гражданина и патриота своей страны через возрождение исторической памяти и народной культуры, социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.
Актуальность программы очевидна и в связи с современными событиями, которые усиливают значение и вес патриотического воспитания детей.
Цель нравственно-патриотического воспитания - формирование и развитие у детей патриотических чувств: любви к своей стране, родному краю, их природным богатствам, культуре, истории, моральным ценностям, национальным и семейным традициям, людям.
Задачи:
1.Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города (посёлка);
2. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;
3. Воспитывать уважение к труду разных профессий;
4. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;
5. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;
6. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в трудовой деятельности, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Приобщение к культурно-историческим традициям своей Родины, формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников проходит в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Я и моя Родина» - для детей 4-7 лет.
Новизна программы состоит в том, что в основе реализации программы заложена деятельность по формированию познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет ребенок. Программа даст возможность дошкольнику приобрести определенный социальный опыт. Развитие нравственных и коммуникативных качеств, помогут дошкольнику успешно адаптироваться в социуме.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 99. Срок освоения программы: 3 года.
Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Образовательная деятельность по реализации дополнительной образовательной программы организуется 1 раз.
В основе программы лежат четыре модуля, которые логически переходят из одного в другой: «Моя семья», «Родной поселок», «Мой край», «Моя Отчизна». Занятия одного модуля повторяются ежегодно в течение всего освоения программы, тематика повторяется в каждой возрастной группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность. Через эту программу ребенок приобщается к культурно-историческим традициям своей Родины.
Развитие познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), поселку, краю, стране; формирование нравственно-патриотических чувств; развитие навыков продуктивного общения.
- Модуль 1 «Моя семья» направлен на сохранение и приумножение лучших семейных традиций, воспитание духовно – нравственных качеств: любовь к родителям, семье, родному дому, детскому саду. Включает следующие темы: Семья и Я, Мое имя, Моя родословная, История детского сада, Профессия-воспитатель и др. Итоговымявляется мероприятие в форме.«Как мы помогаем родителям».
Ребенок индефицирует себя, как личность; осознает ценность семьи, родителей; ребенок определяет состав семьи, роль каждого члена семьи и пр.
- Модуль 2 «Родной поселок» направлен на воспитание патриотических качеств к своей малой Родине, любви и привязанности, родному посёлку; расширение представлений об исторических событиях и людях п. Абан. Итоговое мероприятие - «Абан - земля моя Родная».
Ребенок называет наименование своего поселка; знают символику своей малой Родины; называет улицу на которой он живет; знает историю появления своей малой Родины; дети знакомятся с историческими и административными зданиями поселка; знакомятся с выдающимися жителями, которые вошли в историю поселка, края и даже России. Называют занятия коренных жителей.
- Модуль 3 «Мой край» направлен на расширение представлений и знаний о Красноярском крае, памятниках истории и природы, знаменитых людях, прославивших наш край, символику Красноярского края. Итоговое мероприятие - «Любовь к земле родится в сердце».
- Модуль 4 «Моя Отчизна» направлен на расширение представлений о России, о столице своей Родины; на знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном страны. Итоговым мероприятием является «Мы дети твои, Земля».
Дети называют наименование своей страны; называют наименование столицы России; знают государственную символику; называют символы государства, с которыми ассоциируется наша страна; называют исторические памятники.
Формы и методы работы с детьми:
- Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края;
- Чтение художественной литературы (в стихотворной и прозаической форме), соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
- Проведение тематических и фольклорных праздников и развлечений;
- Подготовка и проведение тематических выставок
- Разработка и проведение детско-родительских проектов (досуги, экскурсионные мероприятия, целевые прогулки, викторины, конкурсы, тематические вечера).
- Экскурсии, квесты.
Формы и методы работы с семьёй:
- Организация фотовыставок, экспозиций детских рисунков и коллажей;
- Проведение фотоконкурса «Мой родной Абан» (фото на фоне узнаваемого места в посёлке и комментарии к нему);
- Организация выставки рисунков (сотворчество детей и родителей);
-Привлечение родителей к реализации проектов, возможно разработка собственных проектов;
- Вовлечение родителей и детей к участию в социально значимых акциях, патриотической, экологической направленности.
В целом по итогам проведения мероприятий 3 года обучения получены следующие результаты:
- у детей сформированы: представления о родном посёлке, о достопримечательностях и знаменитых людях края, в котором живут дети; патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;
- повысился уровень знаний о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна;
- сформированы представления о Москве — главном городе, столице России; о первом космонавте Ю. А. Гагарине и других героях космоса;
- повысился уровень знаний о Российской армии».
Результативность (мониторинг, личные наблюдения)
Выводы:
Таким образом, реализация программы «Я и моя Родина» позволяет сделать вывод, что поэтапная проведённая работа формирует у воспитанников лучшие патриотические и нравственные качества, помогает приобщать детей к истории семьи, поселка, края, своего народа, воспитывает любовь к Родине, уважение к труду и окружающим людям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...