Сюжетно - ролевая игра, как средство познавательного развития.
материал (средняя группа)

Авдиенко Елена Ивановна

В сообщении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры в познавательном развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное

                      учреждение детский сад  №1 «Ромашка»

                           

                   

                       Сообщение  на тему:

«Сюжетно-ролевая игра,  как средство,  познавательного развития

                       детей среднего дошкольного возраста».

     

                                         

                                        Воспитателя средней группы «Непоседы»

                                           МБДОУ детский сад№1 «Ромашка»

                                            Авдиенко Елены Ивановны

                                         Морозовск  2023 год

«Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития

             детей среднего дошкольного    возраста»

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.  Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно - ролевая игра его имеет более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.

Сюжетно – ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. При правильном педагогическом подходе сюжетно-ролевая игра может стать не только развлечением, но и основным средством познавательного развития детей дошкольного возраста.   Познавательное развитие дошкольника – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов : восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, восприятие, мышление, память, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Ребёнок живет и развивается в игре, поэтому задача педагогов - тактично поддерживать и осуществлять гибкое руководство игрой, обогащать игровой опыт малышей. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В данном документе определены образовательные области: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, которые посредством интеграции обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников. Процесс социализации начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок по своему использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими, хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие).

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, восприятие, мышление, память и др.

В сюжетно-ролевой игре воображение ребёнка пользуется конкретными вещами ближайшего окружения как реальными носителями тех функций, которыми их наделяет ребёнок; ребёнок летит на воображаемом аэроплане, но реальный стул должен его замещать .

В своих вымыслах дошкольники более изобретательны,  их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

Пятилетний возраст ребенка является сензитивным периодом развития познавательного интереса дошкольника, но также в этом возрасте сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка этого возраста потребность в партнерском взаимодействии, которая реализуется в более длительном общении с другими детьми. У ребенка возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики — водители — продавцы—покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в сюжетно-ролевых играх и при подготовке к ним, помогают ребенку воссоздать мир взрослого.

Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.    

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством познания ребёнком - дошкольником окружающего мира, она активизирует развитие всех познавательных процессов и под умелым руководством педагога может выступать в качестве инструмента формирования личности ребёнка. Правильно пользоваться этим инструментом – задача современного педагога.

Литература:

1. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М. : Академия, 1998.

2. Васильева М. О., Юнг Т. Развитие творческого потенциала дошкольника // Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – С. 9-11.

3. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.

4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. — 3-е изд., испр. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС – 2009.

5. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С. 12-15.

6. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10.

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...

Математические весы GIGO в сюжетно-ролевой игре как средство познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Планируя познавательно-исследовательскую деятельность детей в разных возрастных группах, необходимо учитывать, что она позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который...

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Игра – основная форма организации жизни детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, поскольку именно данный вид игры определяет наиболе...