«Сказка – как средство духовно нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraovanie_2021_-_2022.docx | 296.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 12 «Сказка»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Кравченко Татьяны Викторовны
Тема: «Сказка – как средство духовно нравственного воспитания дошкольников»
Подготовила: Кравченко Т.В.
х Старая Станица
2021
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Цель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.
Изучение нормативных документов, периодических изданий.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.
Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.
Участие в профессиональных конкурсах.
Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение интерактивных форм работы с семьёй.
Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
Задачи:
1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
Ожидаемые результаты:
1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.
3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Формы организации:
- Образовательная деятельность по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Приемы:
- Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй;
Наглядные:
- Групповые выставки;
- Рассматривание иллюстраций;
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование;
Подготовительный этап
- Подбор и изучение методической литературы
- Подбор дидактических игр.
- Составление перспективного плана
Теоретический этап:
- Изучение методической литературы по данной проблеме. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
- Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
- Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
- Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
Практический этап
- Изучение инновационных методик и технологий в течение года «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»
- Консультации для родителей
- Презентация: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
- Презентация: «В стране сказок».
- Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
- Отчет о проделанной работе презентация проекта: «Какая прелесть эти сказки»
- Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
План работы с родителями
по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»
Сентябрь | 1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме. 2.Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой». |
Октябрь | 1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». 2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей». |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных» 2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. |
Декабрь | 1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. 2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях). |
Январь | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка» «Как подружить ребёнка с книгой» «О чём и как беседовать ребёнком после чтения» |
Февраль | 1.Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». 2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы. |
Март | Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей» |
Апрель | 1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. 2.Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
Май | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки» |
План работы на 2021-2022 учебный год
сентябрь | |
Занятие «Давайте познакомимся!» | Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу; учить называть свое имя; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей. |
Потешка «Петушок, петушок…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. |
Повторение сказки «Курочка Ряба» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. |
Инсценирование сказки «Курочка Ряба» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. |
Настольно-печатная игра «Собери сказку» | Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы. |
Хороводная игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания |
Пение песенки «Петушок» | Приобщать детей к национальной культуре; воспитывать доброжелательное отношение к животным. |
Танец «Танец петушков» | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы |
Развлечение «Петушок-золотой гребешок» | Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. |
октябрь | |
Занятие «Петушок и его семья» | Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать речь словами народных поэтических творений |
Потешка «Наши уточки с утра» | Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог, развивать внимание. |
Повторение сказки «Репка» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным |
Инсценированные сказки «Репка» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами |
Настольно-печатная игра «Где мой домик?» | Формирование умений отвечать на вопросы взрослого; формирование элементарных представлений о домашних животных и об их домах, в которых они живут. |
Хороводная игра «Каравай» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. |
Пение песенки «Пошел котик на Торжок» | Познакомить детей с народной песенкой; воспитывать у детей положительное отношение к животным. |
Танец «Пляска с платочками» | Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, оказываемые взрослым |
забава «Кошачья семья» | Привлекать детей к посильному участию в развлечении; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. |
Занятие «Угощаем, чаем наших гостей» | Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость. |
Ноябрь | |
Потешка «Заяц Егорка» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. |
Чтение сказки «Теремок» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Инсценирование сказки «Теремок» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. |
Настольно-печатная игра «Что за сказка?» | Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить отгадывать по определенным признакам сказку. |
Пение песенки «Где ты зайка?» | Создавать условия для совместной с педагогами и сверстниками игры и выполнения движений под музыку |
Развлечение «Теремок» | Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них. |
Декабрь | |
Занятие «Хорошие манеры» | Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности; приучать детей не перебивать говорящего; продолжать учить детей здороваться, употреблять слова «спасибо», «извините», «пожалуйста». |
Потешка «Огуречек, огуречек» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно |
Чтение сказки «Как коза избушку построила» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить внимательно, слушать |
Настольно-печатная игра «Это что за птица?» | Учить детей правильно определять названия птиц по определенным признакам. |
Хороводная игра «Зимний хоровод» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; учить детей играть вместе. |
Январь | |
Занятие «Вместе весело шагать…» | Формировать представления о понятии «Дружба», о друзьях, как в детском саду. Так и за его пределами; учить детей внимательно слушать собеседника. |
Потешка «Наша Маша маленькая…» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно Познакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Инсценирование сказки «Маша и медведь» | Помочь детям разыграть отрывок из сказки, прививая им интерес к драматизации |
Настольно-печатная игра «Мамы и их детеныши» | Дифференцировать представления детей о домашних животных и способах их питания, детенышах. |
Развлечение «Зимушка – зима» | Содействовать эмоционально-положительного климата в группе, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. |
Февраль | |
Хороводная игра «Снежиночки – пушиночки» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания |
Потешка «Из-за леса, из-за гор» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. |
Настольно-печатная игра «Что лишнее» | Развивать внимание; акцентировать внимание детей на русские народные предметы; учить отличать их от современных игрушек. |
Хороводная игра «Все захлопали в ладоши» | Учить играть, не ссорясь, помогать друг другу; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания |
Март | |
Занятие. Рассматривание картины «Играем с матрешками» | Учить детей понимать сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; знакомить детей с народной игрушкой, ее особенностями. |
Потешка «Идет коза рогатая…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. |
Чтение сказки «Козлятки и волк» | Познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. |
Настольно-печатная игра, «Из какой это сказки?» | Учить отгадывать по определенным признакам сказку; формирование умений отвечать на вопросы взрослого |
Занятие «Мои любимые бабушка и дедушка» | Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек и дедушек, составлять по ним рассказы о своих родных. |
Чтение сказки «Колобок» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Инсценирование сказки «Колобок» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами |
Апрель | |
Пение песенки «Зайка | Вызывать активность детей при подпевании и пении; воспитывать доброжелательное отношение к животным |
Хороводная игра «Мы топаем ногами» | Развивать двигательную активность; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания |
май | |
Пение песенки «Калинка» | Развивать умение подпевать фразы в песне; эмоционально отзываться на содержание песни |
Танец «Калинка, калинка, калинка моя…» | Совершенствовать умение менять движения с изменением характера музыки и содержания песни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...
Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Разработка по теме самообразования(старшая группа)...
методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...