Проект "Огород"
проект (средняя группа)
Название проекта: «Огород на подоконнике».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст и состав участников: дети 4-5лет группы № 3, воспитатели, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21».
Авторы: Беленкова С.Н., Яковлева Наталья Александровна
Адрес: 663600, Красноярский край, город Канск, мкр. Северный, 32, МБДОУ «д/с № 21».
Заведующий ДОУ : Овчинникова А.С.
Название проекта: «Огород на подоконнике».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст и состав участников: дети 4-5лет группы № 3, воспитатели, родители.
Суть инициативы: вызвать интерес у детей к растительному миру и трудовой деятельности через выращивание овощных культур на подоконнике.
Основная идея: Создать в группе детского сада условия для изучения детьми специфики выращивания овощных культур в зимний период.
Проблема: отсутствие представлений о культурных растениях у детей.
Цель: формирование первоначальных знаний детей о культурных растениях.
Задачи:
С точки зрения детей:
- Усвоить представленную информацию в наиболее полном объеме;
- Учиться устанавливать элементарно-следственные связи.
С точки зрения педагога:
- Развивать стремления к познавательной и трудовой деятельностям;
- Развивать внимание и наблюдательность
- Организовать совместную познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
- Развивать мыслительную активность и творческие способности воспитанников;
- Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
- Создать условия для развития детского трудового воспитания;
- Активизировать участие родителей в образовательном процессе;
- Обогащать и активизировать словарь детей;
- Воспитывать трудолюбие и любовь к природе старших, расширять кругозор.
Теоретические положения:
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, особый интерес дети проявляют к природе. В связи с урбанизацией и, как следствием, проживанием большого количества семей в многоэтажных многоквартирных домах, часть семей не имеют какого-либо земельного участка. Проведя мониторинг семей нашей группы, мы выяснили, что 5 семей не имеют огорода или дачного участка, при этом двое детей не имеют возможности наблюдать за ростом овощных культур. Остальные родители отмечают, что в их семьях есть дачный участок. Дети из этих семей имеют возможность наблюдать за ростом растений. При этом все родители отмечают уровень знаний детей о культурных растениях как «средний» и «высокий». Проведя мониторинг знаний детей о растениях мы выяснили, что знании детей очень различны. Одни дети могут назвать абсолютно все овощи, и некоторые части растения, а другие путаются практически во всех названиях овощей. Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут и о необходимых условиях для роста, т.е. не достаточно сформирована экологическая культура.
Экологическое воспитание – важное направление развития детей дошкольного возраста. Целью экологического воспитания является формирование у детей экологической культуры. При правильной организации педагогической работы оно воспитывает экологическое сознание (бережное отношение к окружающему миру природы), способствует развитию познавательных процессов. В то же время, в соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение различных целей: развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Согласно программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, в процессе ознакомления с миром природы перед воспитателем стоит ряд задач: учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения, не нанося им вред); учить различать по внешнему виду овощи (2-3 вида).
Проведя мониторинг знаний детей в нашей группе, мы выяснили, что знания большинства намного шире указанных в программе стандартов и, лишь, знания некоторых детей, соответствуя стандартам, выделяются из общей массы. При этом у всех детей наблюдается заинтересованность и потребность получении и расширении знаний о культурных растениях.
Таким образом, установив, взаимосвязь между целями и задачами программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, ФГОС и образовательными потребностями детей нашей группы, очевидно, что расширение первоначальных знаний о культурных растениях положительно повлияет на формирование экологической культуры детей.
Этапы:
I Организационный (подготовительный) | II Познавательно-исследовательский (практический) | III Рефлексивный (обобщающий) |
8. Составление перспективного плана мероприятий. |
Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
|
|
План реализации проекта
№ | мероприятие | сроки |
Подготовительный | ||
1. | Анкетирование родителей | Первая неделя декабря |
2. | Мониторинг знаний детей о растениях, выращиваемых в огороде | Первая неделя декабря |
3. | Создание условий дл реализации проекта: - Беседа с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»; - Подбор и закупка семян и земли для посадки растений. - Изготовление табличек – указателей с картинками растений. - Изучение опыта и анализ ООП; - Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры); - Создание макета «Огород на подоконнике» | 2-3 неделя декабря |
Основной | ||
4 | Посадка семян растений | 4-я неделя декабря |
5 | Экскурсия в огород на подоконнике. Наблюдение за всходами растений «Первые расточки». | Вторая неделя января |
6 | Наблюдение за трудом взрослого | Ежедневно |
7 | Плакат «Витамины с грядки» | Вторая неделя января |
8 | Рассматривание картин на тему «Огород», «Овощи» | Еженедельно |
9 | Просмотр м/ф «Веселый огород», «Даже овощи восстали», «Приключения пиратов в стране овощей» и т.п. | Еженедельно |
10 | Виртуальная экскурсия-игра «Во саду ли в огороде». | Четвертая неделя января |
11 | Наблюдение за ростом растений на подоконнике | 1-2 раза в неделю |
12 | Беседа за круглым столом для родителей «Роль экологического воспитания в раннем дошкольном возрасте» | Первая неделя февраля |
13 | Рисование «Помидоры в банке» | Первая неделя февраля |
14 | Лепка «Морковка для зайчика» | Вторая неделя февраля |
15 | Чтение литературы: стихи и загадки про овощи, сказка «Граф Томат» | Еженедельно |
16 | Аппликация «Овощи на тарелке» | 4-я неделя февраля |
Заклюительный | ||
17 | Создать альбом с фотоотчетом по проекту | 4-я неделя февраля |
18 | Организовать собрание для отчета по реализации проекта | 4-я неделя февраля |
19 | Создать стенгазету с родителями | 4-я неделя февраля |
Ход реализации проекта:
Подготовительный этап
На первом этапе был проведен мониторинг знаний детей, а так же анкетирование родителей, направленное на выявление семей, в которых дети имеют неполное или вообще не имеют представление о выращивании овощных культур. Затем, опираясь на результаты мониторинга анкетирования, мы обсудили с родителями вопрос участия в проекте «Огород на подоконнике». Увидев заинтересованность родителей в разработке и реализации проекта и получив положительный ответ и желание участвовать в проекте, началось создание необходимых условий для реализации проекта: составление перспективного плана мероприятий, подбор и закупка семян и земли для посадки растений, изготовление табличек – указателей с картинками растений, изучение методических пособий, литературы и опыта коллег по теме; подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
Основной этап
Основной этап начался с посадки семян. Задача детей заключалась в наблюдении за взрослым и оказании посильной помощи воспитателю (положить семечку в грунт, насыпать земли в горшочек). На этом этапе с детьми проводились систематические экскурсии в «огород на подоконнике» с целью наблюдения за растениями и определения динамики роста растений. В ходе наблюдений, рассматривания иллюстраций и бесед дети смогли установить связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. На занятиях дети получили элементарные представления об овощах; их цвете и форме; месте произрастания. Во время лепки, рисования научились правильно держать карандаш, рисовать и лепить округлые формы. Во время аппликации закрепились навыки работы с клеем и кисточкой, дети закрепили имеющиеся представления о заготовке овощей на зиму. Дидактические игры; чтение художественной литературы об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки не только расширили кругозор детей, но и помогли в развитии основных мыслительных процессов. В процессе работы с родителями мы провели беседу об особенностях экологического воспитания. Таким образом, через взаимодействие не только с детьми, но и их семьями у нас получилось повысить уровень экологической культуры детей.
Основной этап
Для реализации этого этапа мы создали фотоальбом «Наш проект «Огород на подоконнике», а родители, в свою очередь, рассказали про свои впечатления от участия в проекте, о наблюдениях за своими детьми. Родители отметили, что в ходе проекта дети активно рассказывали о полученных знаниях в ДОУ, наблюдениях, впечатлениях; у детей улучшилась память, внимание; ребята начали выделять особенности окружающего мира, делать выводы и т.п. В ходе беседы с родителями было решено продолжать проект в период весенних посадок в открытый грунт.
Предполагаемые результаты проекта:
Реализация данного проекта позволит педагогам улучшить взаимодействие с родителями, активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада. Педагоги реализуют продуктивное взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса «дети – родители – педагоги».
Дети получат элементарные представления об овощах: их цвете и форме, месте произрастания. Мы предполагаем, что у детей повысится интерес к растениям, в частности к овощным культурам. Во время занятий, наблюдений, бесед, которые направлены на расширение кругозора, развитие памяти, внимания, умения наблюдать, классифицировать, обобщать, дети научатся делать элементарные выводы (установить взаимосвязь растение - вода, растение - человек). Во время рисования овощей у детей закрепятся навыки рисования округлых форм, а так же навыки правильно держать карандаш и кисточку. Во время аппликации закрепятся навыки работы с клеем и кисточкой, дети закрепят имеющиеся представления о заготовке овощей на зиму. Таким образом, у нас получится повысить уровень экологической культуры детей.
Список источников:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_pomidor/ (сказка ««Граф Томат»)
- https://infourok.ru/fizminutki-po-leksicheskim-temam-520830.html (физминутка)
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/10/sbornik-uprazhneniy-s-sharikami-su-dzhok-po-leksicheskim-temam ( пальчиковая гимнастика)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка про помидор
Огород – это место, где много волшебных грядок, на которых растут сказочные овощи. На одной из таких грядок и произошла эта чудесная история…
«Граф Томат»
Автор сказки: Ирис Ревю
Однажды на грядке появились маленькие ростки. Один из них был выше других.
— Я – самый главный в огороде, — сказал росток. Я – граф Томат.
— Почему это ты самый главный? — спросил другой росток. Это был хитрец Огурец.
— Потому что я, когда вырасту, буду солидным, ярким, вкусным. И ещё — красным. Красный цвет – это цвет победителя, самый важный.
Осенью, когда помидоры и огурцы оказались вместе в одной тарелке, хитрец Огурец сказал графу Томату:
— Вот видишь, друг, мы с тобой вместе, в одном салате. Все овощи равны. Кто-то красный, кто-то зелёный, кто-то, как господин Перец, жёлтый, но все овощи они по-своему полезны и вкусны.
Вопросы к сказке про помидор
Где появились ростки?
Кто такой граф Томат?
Почему граф Томат считал себя в огороде самым главным?
Где встретились осенью помидоры и огурцы?
Почему все овощи равны?
Конспект родительского собрания
«Роль экологического воспитания в раннем дошкольном возрасте»
Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей.
Задачи:
- Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в раннем возрасте;
- Создание позитива в отношениях: детский сад – ребенок-семья;
- Дать методические рекомендации по организации эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.
Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
-формировать элементарные экологические знания и представления;
-развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;
-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
-содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, трудовой и продуктивной деятельности.
Воспитатель: А как вы осуществляете экологическое воспитание со своими детьми? (ответы родителей)
Воспитатель: Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытно-исследовательскую деятельность.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Воспитатель: Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии.
Вопросы к деловой игре: «Компетентность родителей в сфере экологии»
1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)
4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
5. Где у кузнечика уши? (на ногах)
6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)
8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»
18. Кто кукует у кукушки? (самец)
19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)
20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)
Воспитатель: Уважаемые родители, вы знаете, что дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В нашей группе создан «Огород на подоконнике» для ознакомления с миром растений, а так же имеются различные дидактические игры по ознакомлению с миром природы, муляжи овощей, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
Воспитатель: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.
1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?
2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.
- Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:
- А я и не знал об этом!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
Воспитатель: Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.