Памятка для родителей! Развитие памяти в дошкольном возрасте.
консультация (подготовительная группа)

Гайфуллина Светлана Васильевна

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.

«Память как особый психический процесс, не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей!

Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.

«Память как особый психический процесс, не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания».

Специалисты отмечают, что именно до 7 лет можно значительно улучшить способности к запоминанию, что потом пригодится во время обучения в школе.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении.

Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной (при непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий) к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию (при произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить).

Рассмотрим некоторые виды памяти дошкольника более детально.

Произвольная

Такая разновидность памяти предполагает намерение изучить или вспомнить определенную информацию. Для фиксации явлений и объектов в памяти ребенок специально что-то учит, прилагая усилия воли. Произвольное запоминание начинает появляться к 6–7-летнему возрасту и является одним из самых ценных достижений дошкольного периода.

Непроизвольная

При данной разновидности памяти у ребенка нет намеренной цели что-либо запоминать или припоминать. Это значит, что случаи, явления или объекты откладываются в памяти будто бы сами собой. Такая память предшествует появлению произвольной и очень важна для познания окружающего мира.

Следует отметить, что дети непроизвольно запоминают не любую информацию. В первую очередь запоминается то, что им нравится, а также то, чем ребенок увлеченно занимается.

В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

Память дошкольников характеризуется избирательностью и является преимущественно непроизвольной, ведь дети не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.

У дошкольника существует зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное, но при условии, что это вызвало у них интерес. Благодаря развитию  памяти ребенок быстро совершенствует свою речь, научается пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируется в пространстве.

Существует довольно много классификаций форм и видов памяти.

Если рассматривать с точки зрения объектов и явлений, которые запоминаются, то память бывает:

  • https://vplate.ru/images/article/thumb/715-0/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-6.jpgдвигательной;
  • образной;
  • эмоциональной;
  • словесной.

Двигательная помогает ребенку развиваться физически, эмоциональная возникает при переживании каких-либо эмоций, словесная развивается при связывании изученных слов со свойствами и признаками предметов или явлений, а образная обуславливает формирование определенных образов.

Как уже упоминалось, образная память для дошкольника является преобладающим видом.

Если взять во внимание используемые для формирования образов органы чувств, то память делят на:

  • зрительную;
  • обонятельную;
  • вкусовую;
  • тактильную;
  • слуховую .

Учитывая, происходит ли запоминание случайно или человек преднамеренно старается что-то запомнить, выделяется непроизвольная и произвольная память.

Существует также отдельная классификация по продолжительности, согласно которой память бывает:

  • кратковременной, когда информация запечатлевается очень быстро, но на небольшой период времени;
  • долговременной, когда опыт сохраняется на длительный срок.

 

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте.

Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

К 6–7 годам процесс произвольного запоминания практически завершается.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. 

Как развить память перед школой?

Для тренировок памяти используются разнообразные упражнения и увлекательные задания в игровой форме.

Немаловажно также создать предпосылки для хорошего функционирования мозга:

  • организовать полноценное питание ребенка;
  • обеспечить кроху кислородом за счет длительных прогулок на улице (согласно рекомендациям врачей – не меньше 2–3 часов в день);
  • позаботиться о качественном ночном сне.

Одним из наиболее эффективных способов запомнить что-либо являются ассоциации, ведь запоминать взаимосвязанные вещи или явления легче, чем никак не связанную информацию.

 Для улучшения памяти, предлагается ребенку запомнить:https://vplate.ru/images/article/thumb/450-0/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-12.jpg

  • смежные элементы – явления или предметы, у которых есть взаимодействие во времени или пространстве (так запоминают порядок каких-либо действий);
  • сходные образы – вещи или явления, имеющие что-либо общее;
  • контрастные образы – то, что резко отличается между собой.

https://vplate.ru/images/article/cropped/337-337/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-14.jpgРазвивать память дошкольников целесообразно с помощью наглядных материалов: разнообразных карточек, картинок, игрушек, натуральных объектов и так далее. Это увеличит объем запоминания и прочность фиксации.

Хорошо «работают» иллюстрации. С их помощью дети прекрасно воспроизводят рассказы и стихотворения.

https://vplate.ru/images/article/thumb/715-0/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-16.jpg

Однако не стоит ограничиваться лишь воздействием на зрение – стоит использовать в занятиях и другие чувства, например давать ребенку ощупать овощи и фрукты, угадать их по вкусу или запаху.

Для развития слуховой памяти можно читать дошкольнику 10 слов, а потом проверять, сколько из них ребенку удалось запомнить.

Для успешных тренировок требуется соблюдение нескольких условий:

  • игра должна влиять на чувства и эмоции, быть интересной для ребенка;
  • материал должен быть структурированным, с простыми логическими связями;
  • ребенка важно мотивировать для изучения нового;
  • результаты запоминания следует регулярно перепроверять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития памяти в дошкольном возрасте".

Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети ? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти?...

памятка для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

В памятке родители знакомятся с нормами речевого развития детей дошкольного возраста и приведены основания для беспокойства родителей, если в речи ребёнка есть отклонения от нормы...

Памятка для родителей! Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Памятка для родителей!Развитие памяти в дошкольном возрасте. ...

"Рекомендации для родителей по развитию памяти детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти....

Памятка для родителей. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.«Память как особый психический процесс, не дана ребёнку в...

Консультация для родителей "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи....

Памятка для родителей "Картотека игр на развитие памяти детей дошкольного возраста".

Память является одним из основных психических процессов и свойств в личности....