Консультация для родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для родителей.
Влияние музыки на эмоциональное развитие ребенка.
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как
всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая
слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма
человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения,
дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить
механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить
возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и
минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое
использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки
помогает человеку во время работы и отдыха.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим
воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию,
настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и
отрицательные эмоции.
Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В
этом не может сравниться с ней никакое другое искусство. “Музыка, - писал
Д. Шостакович, - способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм;
упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость,
бурное веселье и меланхолию, и не только все эти чувства, но и тончайшие
их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны
словами и недоступны ни живописи, ни скульптуре”.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют яркоконтрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок
различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже
тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые
певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные
слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает
простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под
звуки музыки.
На третий год жизни у детей повышается чувствительность, возможность
более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период
развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит
переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления
к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный
аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно
действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать,
используя простые движения.
Музыка – средство эстетического воспитания ребенка
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей
дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать
хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические
эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств,
восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития,
способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Музыка – средство формирования морального облика ребенка.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его
моральный облик. По мнению Льва Семеновича Выготского генетическими
формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно,
именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления
личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие
при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение,
игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по
психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной
переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта,
требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции,
организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно
вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать,
подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее
побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы,
воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для
формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает
первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыка – средство физического воспитания
Психологи утверждают, что воздействие музыки на обще функциональную
деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать
эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают
у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения,
под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными
телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её
ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и
объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом
используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою
очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на
слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя
характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и
характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое
воображение.
В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети
учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное
воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков
ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного
жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание,
одновременно снимает стресс и усталость.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской
деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень
важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и
слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат,
укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке
вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством
лечения заикания у детей. То, что дети не могут сказать, легко могут спеть.
Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Влияние музыки на психику ребенка
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворения и покоя, и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает взрослого и ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание на то как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...