ДОП услуга "Почемучки"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение Бердюжского района
дошкольного образования детский сад «Малышок»
с приоритетным осуществлением физического развития
СОГЛАСОВАНО Решением педагогического Совета МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» Протокол №1 от «__»_______ 2020г. Директор _______Г.А. Грачёва | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» _____________ Г.А. Грачёва «__» __________ 2020г. |
Программа
дополнительной общеразвивающей образовательной услуги
«Почемучки»
Автор-составитель программы: воспитатель МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» структурного подразделения «Колосок»
Н. Л. Сорокина
Сроки реализации программы: 8 месяцев , 32 часа
Программа рассчитана на детей в возрасте: 3-4 года
Группа работает 1 раз в неделю по подгруппам (15 минут).
Рекомендуемый максимальный состав группы – 10 человек.
с. Бердюжье
2020г
СОДЕРЖАНИЕ.
II. Пояснительная записка.
III. Учебно-тематический план.
IV. Содержание изучаемого курса.
V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
VI. Список литературы.
- Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Дошкольное образование – это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,
позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Младший возраста – это возраст наглядно - образного мышления. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Работая с детьми четвертого года жизни, я заметила, что они очень доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Однако к самостоятельной работе они еще не способны.
Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мною была разработана программа «Почемучки» для детей младшего дошкольного возраста. Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность, дополняя основную общеобразовательную программы.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.
Цель программы: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи программы:
обучающие:
- расширять кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха и т.д.);
- формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.
развивающие:
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (лупа, песочные часы и т.д.);
- развивать коммуникативность, внимание, мышление, память, наблюдательность, любознательность.
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе.
Отличительная особенность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Сроки реализации программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы: дети 3-4 года.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Периодичность занятий - 1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 32. Продолжительность занятий - 15 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Формы занятий – подгрупповые.
Содержание программы
Структура занятия.
1. Вводная часть. 3 мин.
- мотивация по теме
2. Основная часть. 10 мин.:
Теоретический раздел: 5 мин.
Знакомство с новым, неизученным
Практический раздел: 5 мин.
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала
3. Заключительная часть. 2 мин.
- игровой самомассаж
- релаксация
Формы и режим занятий:
Форма проведения - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Методы и приемы обучения:
В работе программе используются следующие наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
• словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
• практические методы;
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
В результате прохождения программного материала воспитанник имеет элементарные представления:
- о материалах (песок, бумага, ткань);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д);
- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- о способах исследования объекта;
- о предметном мире;
- повышаются такие качества как: любознательность, взаимопомощь, дружелюбие, эмоциональность;
- расширяется и пополняется словарный запас (жидкость, вещество, движение, течёт, сыплется, изменяется и др.);
- определяют и объясняют простые свойства воды, песка, песка и глины, и др.
- повышается интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Приоритет в обучении отдается в совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Опыты проводятся:
в процессе режимных моментов;
как отдельный вид деятельности;
как игра;
как часть наблюдения на прогулке.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Ожидаемый результат и способы их проверки
- Использование младшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменения качества умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
- Повышение уровня познавательных способностей детей
- умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май
Должны уметь:
- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
- выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявлять бережное отношение к природе
- знать предметы ближайшего окружения, их функции и назначения.
- выделять некоторые особенности предметов домашнего обихода, устанавливает связи между строением и функцией.
Должны знать:
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
- цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- контрастные части суток: день — ночь, утро — вечер
- отличительные особенности по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды
Цель диагностики: выявление уровня познания первоначальных данных у ребенка.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе поисково - исследовательской деятельности выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Критерии | Познавательно – исследовательская деятельность | Приобщение к социокультурным ценностям | Ознакомление с миром природы | ||||||
Уровень | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В |
ФИ детей | |||||||||
Критерии к диагностической карте:
Исходя из данных критериев оценивания, были сформированы три уровня развития активности в процессе исследования.
Высокий уровень – 3 балла.
Ребёнок самостоятелен в своей деятельности по всем критериям.
Средний уровень – 2 балла.
Ребёнку требуется минимальная помощь педагога в деятельности.
Низкий уровень – 1 балл.
Ребёнок активен в деятельности только при участии педагога.
Формы подведения итогов реализации программы:
представление опыта и результатов детей на педагогическом совете;
анкетирование родителей;
фотовыставка детской экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
- Оформление папки «Мои открытия»
- Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»
- Фотоотчёт (в течение года, рабочие моменты)
III. Учебно-тематический план.
Количество часов за учебный год
№п\п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с оборудованием | 1 | 1 | 2 |
3 | Способы исследования | 1 | 3 | 4 |
4 | Работа с материалом (песок, бумага, ткань …) | 1 | 3 | 4 |
5 | Природные явления | 1 | 4 | 5 |
6 | Мир растений | 1 | 4 | 5 |
7 | О предметном мире | 1 | 4 | 5 |
8 | Живое - неживое | 1 | 5 | 6 |
9 | ИТОГО: | 8 | 24 | 32 |
Итоговое количество часов:
Количество часов | |
В неделю | В год |
1 | 32 |
IV. Содержание изучаемого курса.
Перспективное планирование
V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Руководитель дополнительной образовательной услуги использует в своей работе: музыкальную колонку, с записями фоновой музыки для сопровождения занятий;
Оборудование детской лаборатории:
Список литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
3. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» -Издательство: "Центр педагогического образования" , 2013.
4. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова