Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
консультация
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из основных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников" | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
"Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Воспитатель: Клименко О.В.
2023
Актуальность
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из основных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников
Природа — не бесконечный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охраняющей и созидающей. Разумное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Познание ребёнком природы затрагивает не только образ ума, но и область нравственных чувств. Настоящая любовь к природе возникает тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого, семьи. Опираясь на семью, только совместными усилиями можно воспитать человека экологически грамотного, нравственного.
Прививать с раннего возраста необходимо по двум причинам:
- во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
- во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, сострадания, добропорядочности, сочувствия.
Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же бросают их, «мучают» животных). Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основной для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего, поверхностного отношения к природе не рождаются нравственные чувства к ней, а только глубокие осознанные чувства могут способствовать неподдельной любви и развитию гуманного отношения к природе. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно — эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы:
У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные.
Решение таких задач как воспитание гуманного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить здоровое, духовно — нравственное поколение, то должны решать эту проблемы совместно, вариативно, «всем миром»: детский сад, общественность, семья.
Поэтому для решения данной проблемы необходимы следующие задачи:
– выработать у каждого родителя умение организовать с ребёнком деятельность по приобщению к природе;
– раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании познавательного интереса и положительного отношения к природе;
– формировать знания детей об отличительных признаках растительного, животного мира и сезонных изменений в природе (погоде) посредством бесед, наблюдений, проблемных ситуаций, экскурсий и прогулок.
– развивать эмоционально положительное отношение к естественной красоте природы; использовать средство художественной выразительности: репродукции известных художников, литературу, музыку и т. д. – воспитать экологическую культуру и нравственные качества личности у дошкольников.
Влияние семьи на формирование нравственности
Педагогическую работу по экологическому воспитанию дошкольников необходимо организовывать по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.
Основное влияние на формирование нравственных представлений оказывает семья. Без участия семьи невозможно заложить фундамент нравственности в детях. И в этом велика роль природы.
Работа с родителями
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование. Опираясь на ответы родителей выяснить их понимание проблем, связанных с экологическим воспитанием. Очевидно, и весьма важно в процесс экологического воспитания вовлекать не только детей, но и в не меньшей степени нуждаются в нём взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушные к гуманным побуждениям детей.
Эффективными средствами работы с родителями — могут быть информационные постеры, экологические стенды: «Экологический вестник» где высказывания знаменитых людей, афоризмы известных философов, учёных, статьи, заметки, призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям можно создать рубрику «Кладовая природы», где родители знакомятся с тайнами природы и её загадками, где размещены словесные игры, стихи, песенки для познавательных занятий с детьми дома. Для активного включения родителей в экологическое воспитание детей предложить: Прогулка выходного дня (поход в лес к реке, слушание пение птиц, путешествие всей семьёй по живописным местам родного края) обязательно помогут раскрыться детям и взрослым духовно и нравственно. Предложить родителям принять участие в изготовлении игр экологического содержания, при активном участии пап и мам в изготовлении игр позволит собрать богатый материал для проведения экологических занятий с детьми. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, (например, конкурс кормушек «Покормите птиц зимой»., Изготовление подделок из природного материала. Выставка рисунков и подделок «Осенние мотивы», «Весенний вернисаж», «Зимние чудеса природы». «Берегите матушку природу», «Не рвите цветы». Родители не остаются равнодушными, а откликаются и с удовольствием участвуют в мероприятиях. Дома, вместе с детьми готовят рисунки по данной тематике, фотографии, поделки из природного материала. Неотъемлемой частью воспитательной и образовательной работы с детьми, является проведение совместных семейных экологических праздников. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, отгадывание загадок, сколько включенность детей в переживание событий, в осознании экологических проблем доступных пониманию детей. Дети любят активно участвовать в экологических праздниках. Тематика праздников и развлечений, используемых в работе с детьми очень разнообразна: «Мы — друзья птиц», «Не обижайте бабочек», «Земля — наш общий дом», «День рождения родного края», «Красота родной земли», «Люблю природу русскую» и т. д. Подготовить ряд консультаций для родителей: «Использование игры в экологическом воспитании дошкольника в семье» «Берегите лес от пожара» «Посади дерево» «Если в доме рыбки, черепашки, птички…» «Видео-передачи о природе для детей»
В повседневной работе с детьми в ДОУ В повседневной работе с детьми мы совершаем с ними экскурсии и целевые прогулки, где происходит ознакомление с многообразием окружающего мира, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, явлениями природы, дети учатся правилам поведения в природе. Во время прогулок знакомим с лекарственными растениями, рассказываем почему их так называют после таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым. В ходе прогулок напоминаем детям, что надо беречь растения, не топтать клумбы, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев и кустарников. Наблюдая с детьми труд взрослых, особо подчеркиваем ценность труда в природе, его необходимость. Кормить птиц с детьми начинаем ещё в средней группе, а в подготовительной группе дети уже руководствуются «вкусами» птиц и соответственно кормят их с удовольствием: синичку — кусочками сала, снегирей — ягодами рябины и т. д.
Проведения праздников, посвященных птицам с участием родителей. В этот день звучат стихи, песни о птицах, проводятся викторины, конкурсы и игры по данной теме, мастерят скворечники. Активное участие детей и родителей расширяет представления об их образе жизни и воспитывает любовь к «пернатым».
Важное место в экологическом воспитании отводится игровой деятельности.
Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольников, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром. В процессе игры экологического содержания дети уточняют, закрепляют и расширяют свои знания и представления о предметах и явлениях природы, животных и растениях. При этом в игре дети не только подражают действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия и духовные ценности.
Использование настольно — печатных игр: «Птицы», «Как весна наряжалась?», «Насекомые», «Животные пяти континентов», «Кто живёт в лесу?», «Обитатели южного полюса», «Север и его обитатели», «Лекарственные растения», «Полевые цветы», «Комнатные растения», «В саду и в огороде» и т. д.
Выводы
Такое построение работы поможет нам обеспечить системный подход в нравственном и экологическом воспитании дошкольников, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно прийти к положительным результатам в данном направлении.
Наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое, будут людьми экологически грамотными, достойными гражданами нашей Родины. Ведь всем известно, что какой человек, такой и мир он создаёт вокруг себя. А наша цель неизменна — воспитать будущих созидателей жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Эта консультация предназначена для родителей дошкольников...
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка, какова она, узнаете из этой статьи....
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...
- Мне нравится (1)