Конспекты НОД по экспериментированию
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспекты НОД по экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apelsin.docx | 20.24 КБ |
bumaga_i_tkan.docx | 22.72 КБ |
volshebnyi_pesok.docx | 17.82 КБ |
derevo.docx | 15.38 КБ |
svoistva_vody.docx | 17.53 КБ |
sol_i_muka.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Современные образовательные технологии:
- Пальчиковая гимнастика
- Двигaтельная гимнастика
- Мимические упрaжнения
Задачи:
Развивающие:
Развивать интерес к экспериментированию.
Развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Обучaющие:
Закреплять знания о свойствах воздуха.
Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами.
Воспитательные: Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности.
Материалы к занятию: емкости для воды, фрукты, карточки с изображениями фруктов и овощей.
Ход зaнятия.
Воспитатель:
(Дети стоят в кругу).
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: «Если ты весел – ты здоров, если – хмур - заболел».
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей).
Еще необходимо правильное питание.
А что это значит? (ответы детей). (Это еда полезная для человека).
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем с полезными продуктами в игру «угадай, где фрукт, а где овощ». Я вам разложу на столе перемешанные карточки с изображением фруктов и овощей, а вы должны будете разделить карточки на две категории: фрукты и овощи.
Воспитатель:
Мы свами поиграли.
А теперь давайте в нашей лаборатории обследуем фрукты.
Воспитатель раскладывает на столе фрукты: апельсин, мандарин, лимон, банан, яблоко.
Воспитатель: На столе у нас лежат разные фрукты.
Давайте их назовем. Все фрукты разные.
Чем они отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать?
1. Посмотрите, отличаются ли они по форме(круглые, овальные)?
2. По цвету (оранжевые, зеленые)?
3. По размеру (большие и маленькие)?
4. По запаху?
5. По структуре кожуры ( пористые и гладкие)?
Мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры.
Воспитатель. А сейчас я вам хочу загадать загадку.
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый ...
(Апельсин) .
Приготовьте пальчики, сейчас мы с ними поиграем.
Мы делили апельсин, - (одна рука сжата в кулак)
Много нас, а он один. - (второй рукой показываем движения по тексту)
Эта долька - для ежа, - (выставляем большой палец вверх)
Эта долька - для стрижа, - (выставляем указательный палец вверх)
Эта долька - для утят, - (выставляем средний палец вверх)
Эта долька - для котят, - (выставляем безымянный палец вверх)
Эта долька - для бобра, - (выставляем мизинец вверх)
А для волка - кожура. - (выражаем удивление)
Он сердит на нас - беда! - (обе руки кладём на голову)
Разбегайтесь кто-куда - (энергичное разжимание кулаков)
Воспитатель: Что вы знаете об апельсине? (ответы детей)
Спрошу у детей:
— Где растет апельсин? (на дереве)
Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ?
Ответы детей.
Беседа с детьми:
В природе апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями.
Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите.
На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет.
Родина апельсинов — Китай. Поэтом их так и называют: апельсин — китайское яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад.
Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу, а также это отличное средство повышающее иммунитет.
А давайте поэкспериментируем с апельсином.
А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать? (предположения детей). А давайте проверим.
Опыт №1. Утопи и съешь
Один из них положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Второй апельсин я уже очистила, и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить? (Ответы детей). Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей) .
Опыт №2. Тонет ли апельсиновая кожура.
Давайте бросим в воду кожуру.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Давайте с вами отдохнем. Представим, что мы свами на лугу.
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались.
(Ходьба на месте).
Встанем, глубоко вздохнем,
(Движения по тексту).
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед,
(Махи руками в стороны, вперед).
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
(Приседания).
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
(Хлопки в ладоши).
И ногами топаем!
(Топанье ног).
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
(Ходьба на месте)
Опыт №3Свойства апельсиновой кожуры
А давайте еще поэкспериментируем с апельсиновой кожурой. Ребята, как вы думаете, если капнуть сок кожуры на воздушный шар, что произойдет? (Ответы детей) Давайте с вами это проверим. (Воспитатель показывает детям, что при попадании сока кожуры на воздушный шар, он лопнет). Ребят, как вы думаете, почему это произошло? (Ответы детей). В соке кожуры апельсина содержится не только пузырьки воздуха, но и жидкость - кислота, которая разъедает воздушный шар.
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Что запомнилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы
«Эксперименты с бумагой и тканью»
Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.
Задачи:
Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие:развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
1.Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать необходимые психические качества - внимание, память, мышление
- Учить детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища.
-Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
- Создавать основу для развития и содержания детских игр: обогащать представления о мире, развивать воображение, интерес к игровому экспериментированию.
2. Познавательное развитие:
- Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.
- Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, развивать любознательность.
- Формировать умение самостоятельно называть признаки и качества обследуемого предмета, действия обследования данного предмета.
- Формировать умение овладевать навыками поисковой деятельности, анализировать и сравнивать результаты своего поиска, делать выводы.
3.Речевое развитие:
- Развивать связную, монологическую речь, учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах.
- Учить подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.
- Активизировать словарь: Бумага – жесткая, холодная, гладкая. Ткань – мягкая, теплая, шершавая. Бумага шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятая, ткань состоит из ниток.
- Воспитывать желание включаться в диалог, задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
- Упражнять в названии определений по качеству.
- Формировать умение рассказывать о выполняемом или выполненном действии (по вопросам).
4.Физическое развитие:
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.
- Развивать внимание и умение соотносить свои действия с действиями воспитателя.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки.
5.Художественно-эстетическое развитие:
- Слушание мультипликационного героя, идти с ним на контакт.
- Сохранять положительно-эмоциональный настрой.
Методы и приемы:
- практические (обследование, эксперименты, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)
- наглядные (рассматривание, показ способов действий)
- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, объяснения, решение проблемных ситуаций)
Оборудование,необходимое к занятию: шарфики из ткани и бумаги по количеству детей, лупы, тазик с водой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! До меня дошло известие, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? А путешествовать? Я тоже. Тогда давайте вместе с вами отправимся в путешествие в одну очень добрую сказку. Итак, берем с собой смелость и ум и отправляемся в путь. Только запомните дорогу, чтобы не заблудиться на обратном пути.
2. Основная часть.
“Путь в сказку”.
Воспитатель:
1. Идем по снежным сугробам, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
2. Перепрыгиваем с сугроба на сугроб (прыжки по “кочкам”).
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
Вот мы и пришли в сказку. Кто же нас встречает?
Воспитатель:отгадайте загадку:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети: заяц.
Воспитатель: Совершенно верно, это конечно заяц!
Заяц: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Зайчик!
Воспитатель: Что случилось Зайчик? Почему ты такой грустный?
Заяц: Ребята, моя подружка Мила попросила помочь ей разобрать вещи вот в этой коробке, они сделаны из ткани и бумаги. А я ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань. Помогите мне пожалуйста разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику?
Дети: Да!
Заяц: Я буду очень внимательно вас слушать и запоминать все, что вы будете говорить.
Воспитатель: Но для того, чтобы помочь Зайчику мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите вот к этому столу, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)
(Определяем на ощупь, какая ткань и бумага. Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
1.Воспитатель: Дети, посмотрите, на столе лежат шарфики из бумаги и шарфики из ткани.
Воспитатель: Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками. Какая бумага?
Ответы детей. Бумага – жесткая, холодная, гладкая.
Воспитатель: Отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Зайчик? Что ты запомнил?
Зайчик: Мне понравилось, как дети весело отвечали. А запомнил я то, что ткань теплая, мягкая, шершавая, а бумага холодная, жесткая и гладкая.
(Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
2.Воспитатель: А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.
Воспитатель. Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет. Посмотрите на экран.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Воспитатель: Зайчик, ты запомнил?
Зайчик: Да я запомнил, что ткань состоит из ниток, а из бумага нет.
(Мнем бумагу и ткань.)
3.Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Зайчик, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про тишину.
Зайчик:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель: Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети: Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель: Правильно, она шуршит.
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети: Ничего!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить Зайчику?
Дети: (Обращаются к Зайчику) Зайчик, когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
Зайчик: Спасибо, ребята, я понял.
(Разглаживаем бумаги и ткани.)
4.Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети: Не получается разгладить!
Воспитатель: Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети: Он разглаживается!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Зайчик: Спасибо ребята я понял. Я хочу с вами поиграть!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем! Зайчик будет рассказывать весёлое стихотворение, а мы будем с вами выполнять движения.
Физкультминутка
Зайчик: (Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.) (Повторяется 2 раза.)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо играли!
(Стираем бумагу и ткань)
5.Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент. Проходите вот к этому столу. Занимайте места. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель: Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети: Он стал мокрым.
Воспитатель: Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети: Он размок, стал рваться.
Воспитатель: Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети: Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель: Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети: Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель: А из ткани?
Дети: Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель: Зайчик, теперь ты понял, чем отличаются бумага или ткань?
Зайчик: Да, ребята, спасибо, я всё понял.
Воспитатель: Вот теперь, Зайчик, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь! Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи Милы из бумаги и из ткани.Давайте разложим их на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли Зайчику. Всё верно вы разложили вещи. Молодцы.
Зайчик: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!
Мне пора идти к Миле. Она очень обрадуется. До свидания. До новых встреч!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Пришла пора и нам возвращаться домой. А вы помните дорожку, по которой мы пришли в сказку? (Дети в обратном порядке выполняют движения “Путь в сказку”.)
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
2. Перепрыгиваем с сугроба на сугроб (прыжки по “кочкам”).
1. Идем по снежным сугробам, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите у меня на подносе сердечки разных цветов. Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите красное сердечко. Если нет то синее сердечко. (Дети выбирают). Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень добрыми, отзывчивыми и старательными. Большое, вам, за это спасибо!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
материал к занятию:
• Тарелки с песком
• Лупа
• Стакан с водой
• Трубочка для коктейля
• Влажные салфетки
• Песок
• Формочки.
• Подносы.
Ход занятия:
Воспитатель: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места.
С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.
1 ОПЫТ. У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку
песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
Что вы почувствовали? Какой песок?
Дети отвечают - (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
2 ОПЫТ. Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? - (песчинки, маленькие камешки).
• Как выглядят песчинки? Какие они? - (разные, разной формы,
• размера, отличаются друг от друга по цвету).
3опыт. Возьмите трубочки и осторожно дуньте на них. Что происходит? - (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
4опыт. Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?
(песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные
по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя
ничего слепить.
5 ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.
Что происходит? (вода исчезла)
Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Каким стал песок? (мокрый, влажный).
Попробуйте мокрый песок посыпать.
Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и
прилипли друг к другу.
6. ОПЫТ. Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него
что-нибудь, например, шар или пирожок.
Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.).
Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).
ВЫВОД:
Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он
намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается
со своей «соседкой».
Из какого песка нужно строить песочный дом? (из мокрого).
Воспитатель: А сейчас мы с вами протрем руки влажными салфетками и немного
отдохнем.
К нам сегодня в гости пришла мама Насти Блищенко и она нам покажет как можно рисовать песком и создавать красивые пейзажи.
Песочная терапия «Путешествие в космос»
Рефлексия: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.Что мы узнали:
Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Песок пропускает воду.
Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.
В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочныепомогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр;
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»
Задачи:
• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
• Развитие умений определять существенные признаки и свойства
материала, его особенности в сравнении с другими материалами.
• Развивать умение делать выводы.
• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным
из дерева.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.
- Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).
Я узнал о том, что вы изучаете свойства разных предметов. Правильно? (Да)
Я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.
- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?
(Буратино сделан из дерева) Значит, он какой? (деревянный).
Дидактическая игра "Найди деревянные предметы
- А какие предметы из дерева вы видите в группе?
Дети называют деревянные предметы.
- Какие деревянные предметы есть у вас дома?
- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)
- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?
(Да).
Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и
эксперименты. (Садимся за столы).
Опыт «Тонет – не тонет»
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?
Возьмите камень и опустите его в воду.
- Что вы видите? (он утонул)
А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.
Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)
- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?
(Люди строят из дерева лодки, корабли)
- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?
Опыт «Теплопроводность»
-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)
Давайте это проверим.
У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите
деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы
почувствовали, где холоднее?
Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него
строят теплые деревянные дома.
Опыт «Ломается – не ломается»
- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)
Значит, он какой? (Прочный).
-Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с
ними нужно аккуратно, не ломать.
Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.
Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных
предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные
предметы.
- Какие игрушки из дерева вы знаете?
.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
- Что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
Опыт «Влагостойкость»
-Давайте достанем деревянный брусок из воды.
- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.
Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.
Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.
Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на
улице.
- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)
-Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке окрашены.
-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?
(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)
Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот
такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо
бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко
всему, что сделано из дерева.
Рефлексия.
- Давайте расскажем Буратино, какие же волшебные свойства дерева мы
узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их. (повторяют по пиктограммам свойства дерева).
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Удивительные свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи
Познавательные:
- Познакомить со свойствами воды (вкус, запах, цвет);
- сформировать целостное представление о воде, как о природном явлении.
Обучающие:
-обогащать и активизировать словарный запас;
-уточнить и расширить представления детей о значении воды в жизни человека, в природе.
Развивающие
- Развивать любознательность, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр»;
- проведение беседы: «Зачем человеку вода»;
- отгадывание загадок;
- дидактическая игра «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?».
Словарная работа
- Жидкость, бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Материалы и оборудование
- плакат «Всем нужна вода»;
- инвентарь для опытов: пластиковые стаканы, наполненные водой, пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, марганцовка, пластиковые ложки;
- картинки, обозначающие свойства воды;
- плакат о правильном обращение с водой;
- кукла-перчатка Капелька
- магнитофон.
Ход занятия:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
И опять играть начнем.
Звучит аудиозапись звука воды.
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети: Это звуки воды.
Воспитатель: Вы правы, это звуки воды. Посмотрите, к нам в гости пришла Капелька. Ребята, в нашей группе живет много подружек Капельки. Давайте, вместе пойдем их искать.
Дети вместе с Капелькой ходят по группе и смотрят, где можно повстречать подружек Капельки (воду). На каждом месте, где дети находят воду, приклеиваем знак капельки. Дети должны пояснить, для чего нужна вода в каждом найденном месте.
На столе, где стоит чайник с водой для питья (приклеиваем капельку).
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли ее пить
Кран в мойке в подсобном помещении (приклеиваем капельку).
Дети: Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, полы.
В туалетной комнате (приклеиваем капельку).
Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки, умывать лицо.
В лейке на окне (приклеиваем капельку).
Дети: Растения живые и могут без воды погибнуть.
В батареях отопления. (приклеиваем капельку).
Дети: В батареях нужна вода, чтобы в комнате было тепло.
Воспитатель: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь повстречать своих подружек у нас в группе. Но они живут не только здесь, но и на улице. Сейчас ребята тебе расскажут, где ты можешь еще их повстречать.
Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане, болоте.
Воспитатель: Видишь Капелька, как много мест, где можно встретить тебя и твоих подружек.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Воспитатель: Значит Капелька – это частичка чего?
Дети: Воды.
Воспитатель: Кому нужна вода? (ответы детей).
(Вывешивается плакат «Всем нужна вода»)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды, не было бы жизни на нашей планете Земля. Как вы думаете ребята, что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать и т.д.
Физкультминутка «Тучка и капельки»
Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!
Воспитатель: Ребята, нашу Капельку интересует один вопрос, какими свойствами обладает вода. Капелька, мы с ребятами очень хотим помочь тебе узнать ответ на этот вопрос. И сейчас мы как настоящие ученые будем проводить опыты и узнаем ответ на этот вопрос.
Опыт №1. «Вода – это жидкость»
Имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольем воду в блюдце, она растеклась лужей.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находиться Вода – жидкость.
Опыт № 2. «Вода - бесцветная»
На столе у воспитателя два стакана, с молоком и с водой.
Воспитатель опускает ложку в стакан с молоком, ее не видно.
Повторяет операцию со стаканом воды, ложку видно.
Вывод: чистая вода не имеет цвета (бесцветная).
Воспитатель: Ребята, вода может менять свой цвет, хотите проверить?
Воспитатель добавляет в один стакан с водой кристалл марганцовки – она изменила цвет и стала розовой. Во второй стакан добавляет капельку зеленки, вода меняет цвет и становиться изумрудной.
Воспитатель: Вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли чем – нибудь вода? (ответы детей)
Воспитатель: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Опыт № 4. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (ответы детей)
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Сегодня вы очень много узнали о воде. Давайте еще раз повторим:
- Вода – это жидкость
- Вода - бесцветная
- Вода не имеет запаха
- Вода – безвкусная
Воспитатель: Ребята, почему воду нужно беречь? (ответы детей)
Воспитатель: Вода нужна для приготовления пищи, для умывания только очищенная. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Нужно беречь воду – плотно закрывать кран. Ну, что пора нам попрощаться с Капелькой
Все вместе: До свидания!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Свойства соли и муки»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с мукой и солью.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами муки и соли, используя приёмы экспериментальной деятельности;
- познакомит детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
- развивать умение делать выводы по результатам исследования;
- развивать тактильные ощущения;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу;
- воспитывать аккуратность при выполнении действий во время экспериментов;
- формировать навык сотрудничества.
Материалы и оборудование:
воспитателю: мнемосхемы, фартук, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, салфетки, сито, миска, ложка, растительное масло, противень.
детям (на каждого): фартук, клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, ложки, ситечко, салфетки.
Предшествующая работа: чтение сказки «Петушок и два мышонка», «Колобок»; рассматривание колосьев пшеницы, картинок с изображением хлебобулочных изделий, лепка баранок, сушек, крендельков из соленого теста
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые: обыгрывание стихотворения;
- наглядные: исследование муки и соли, замес теста.
Дидактическое обеспечение:
- сундучок, 2 баночки (в одной мука, в другой соль)
- на столах у детей и у воспитателя: индивидуально для каждого по 2 тарелки, 2 ложки - одноразовая посуда, 2 стакана с чистой водой, влажные салфетки (для вытирания рук).
- для лепки из соленого теста: дощечки с готовым тестом, стеки, влажные салфетки, поднос, образцы вылепленных изделий.
Персонаж – Незнайка
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?
Раздается стук дверь.
Воспитатель: – Ребятки, интересно, кто к нам пришел?
«Вбегает» Незнайка в руках держит сундучок.
Незнайка. – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети. - Да, ты Незнайка
Незнайка. – Я шел к вам в детский сад поиграть и нашел сундучок, а что там – не пойму. Может быть, вы мне поможете.
Дети. Конечно, поможем
Незнайка Открываем сундучок, Ой а тут загадки!
1. Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно – (соль) достает баночку с солью
Воспитатель: Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи) - Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
Незнайка: Молодцы ребята!!! Вторая загадка: (про муку)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны
Воспитатель: Для чего нужна мука?
Воспитатель. Ребята и Незнайка хотите стать волшебниками?
Дети: Да
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу волшебную экспериментальную лабораторию. Мы с вами будем исследовать муку и соль. Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ! Приглашает детей пройти к столам и сесть на свои места. На столах перед каждым ребенком стаканчики, тарелочки, ложечки. Воспитатель приглашает Незнайку к столу, перед ним также оборудование для проведения опытов. - Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят опыты.
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
1. не трогать руками глаза,
2. соблюдать тишину,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори,
5. выполнил и положи на место.
Воспитатель раскладывает муку в тарелочки детям
Воспитатель. – Давайте все вместе рассмотрим.
Воспитатель. – Что это? (Дети отвечают, что это мука)
Воспитатель. - На что похожа мука?
Дети.- Она похожа на снег, вату, сахар, облака.
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Потому что белая.
Воспитатель. – Правильно. Молодцы. Возьмите ложечкой горсть муки и посыпьте ее на тарелочку (показ). Ребятки, посмотрите, мука сыплется. Значит она какая?
Дети. - Сыпучая, сыплется.
Воспитатель. – Давайте проверим, есть ли у муки запах.
Дети. – Нет, не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель. - Потрогаем пальчиками, что можете сказать?
Дети. – Мягкая как пух, как вата, как снег.
Воспитатель. – Ребятки, давайте еще раз скажем, какая мука на цвет и запах?
Дети. – Мука мягкая, белая, без запаха, сыплется, сыпучая.
(2-3 индивидуальных ответа и хоровое повторение).
Воспитатель. – Незнайка, а что у нас в другой баночке? Незнайка помоги разложить детям в тарелочки соль.
(Незнайка раскладывает соль детям в тарелочки. Аналогично проводится анализ свойств и качеств соли )
Воспитатель. – Какого цвета соль?
Дети. – Белая, как снег, как сахар, как мука.
Воспитатель. – Проверим какая она. Попробуем насыпать.
Дети. – Она сыплется.
Воспитатель. – Есть у соли запах?
Дети. - Соль не пахнет.
Воспитатель Потрогаем ее ложечкой или пальчиками. Мягкая?
Дети. – Нет, твердая, ложечка не проваливается. Она состоит из крупинок
Воспитатель. – Ребятки, кто сам сможет рассказать про соль?
1 ребенок. – Соль белая, твердая, сыпучая, без запаха, есть кристаллики, соленая.
(2-3 индивидуальных ответа и хоровое повторение).
Воспитатель. – Незнайка, ты все запомнил? Повтори, пожалуйста, что ты узнал про муку и соль.
Незнайка повторяет.
Воспитатель показывает сито? Что это?
Дети: Сито
Воспитатель: Зачем нам нужно сито?
Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора
Просеиваем через сито.
Вывод:
мука: легко просеивается, состоит из мелких частиц;
соль: не просеивается, состоит из крупных частиц.
Воспитатель. – Посмотрите, у каждого на столе стоят 2 стакана воды. Какого цвета вода в стакане?
Дети. – У нее нет цвета. Она прозрачная. (2-3 индивидуальных ответа и хоровое повторение).
Воспитатель. – Сейчас я буду выполнять действия, вы будете повторять их вместе со мной. В один стакан я положу ложечку муки и хорошо перемешаю. Дети и Незнайка проделывают ту же работу что и воспитатель.
Воспитатель. – Посмотрите, какой стала вода.
Дети. – Мутная, белая.
Воспитатель. – Мука плохо растворяется в воде. Мука впитывает воду и слипается в воде
Дети. – Повторяют за воспитателем, (2-3 индивидуальных ответа и хоровое повторение).
Воспитатель. – Теперь возьмем другой стакан воды и попробуем растворить соль.
Дети с Незнайкой выполняют работу вместе с воспитателем.
Дети. – Она не до конца растворилась.
Воспитатель. – Но посмотрите, вода осталась прозрачной.
Дети. – Да.
Воспитатель. – Давайте еще раз расскажем Незнайке, чем похожи соль и мука.
Дети. – Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут), сыпучие.
В. – А чем они отличаются? Незнайка, ты запомнил?
Незнайка отвечает, дети помогают с ответами.
Воспитатель. Куда кладут Ваши мамы соль?
Дети. – В суп, в картошку, солят овощи на зиму.
Воспитатель. – Что можно сделать из муки?
Дети. – Тесто.
Воспитатель. – Тесто тоже бывает разное. Пельменное(делают пельмени), пирожковое, а если в муку добавить яйцо, сахарный песок масло, то получится сдобное тесто. Что можно приготовить из сдобного теста?
Дети. – Булочки, пирожки.
Незнайка. – Я очень люблю плюшки и булочки, и пирожки
Воспитатель: А если в муку добавить много соли и немного воды, то получится…
Дети. – Соленое тесто.
Воспитатель. – Правильно. Его нельзя есть, зато можно из него делать поделки.
Воспитатель: Незнайка а в какие игры тебе больше всего нравиться играть?
Незнайка: с машинками, в магазин.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем для Незнайки из соленого теста пирожки или калачики для игры в магазин?
Дети: Да
Незнайка: я буду очень рад
Воспитатель: Для начала немного разомнём пальчики для приготовления теста.
Воспитатель. А теперь приступаем к работе и лепим пирожки или калачики
Дети вместе с Незнайкой и воспитателей делают из соленого теста калачики и пирожки.
Незнайка: спасибо большое, как у вас красиво получилось.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось в нашей волшебной лаборатории? А что больше всего понравилось? А что делали?
Воспитатель хвалит детей за правильность ответов, при затруднении помогает найти правильный ответ с помощью друзей
Воспитатель: Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль и мука действительно не только необходимые продукты. Но и интересный материал для опытов и творчества. Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей волшебной лабораторией. - Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И в ребяток превратись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
Конспект интегрированного занятия – экспериментирования и рисования на тему:«Круговорот воды в природе»
Цели: -Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Круговорот воды в природе, Источники питьевой воды, Как и почему образуется пар, Как и почему вода превращается в лед - Развивать ...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Конспект занятияпо экспериментированию ...
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...